18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тайное становится явным

В центре Москвы, в некогда секретном сталинском бункере, на глубине 43 метра под землей открылась выставка современного искусства Hidden Place

Выставка Hidden Places, краткосрочная акция новоявленного некоммерческого фонда MaxArt, обречена на успех по причине, естественно, места. Кто же откажется побывать в тайном военном бункере, остроумно укрытом от глаз в самом центре Замоскворечья, под боком у конфетной фабрики «Рот Фронт», рядом с церковью Спаса Преображения во 2-м Новокузнецком переулке?! И даже честное предупреждение организаторов, что лифт в подземелье не работает и в преисподнюю надо будет спускаться и потом подниматься наверх самостоятельно, ногами, вряд ли способно кого-то остановить.

Надо сказать, что сам бункер, даже безотносительно представленного в нем искусства, производит впечатление. То ли низкие, подтекающие своды создают ощущение камеры пыток, то ли весь антураж (а внутри сохранились военные приборы и некоторая техника 1950-х годов), но вы словно попадаете в фильмы Алексея Германа о сталинской эпохе с их загадочной и гнетущей атмосферой. Это пространство удивительно антигуманно и бесчеловечно, и оно сохранилось до наших дней в идеально аутентичном виде.

Бункер 703 разработали в 1950-е годы и сдали в эксплуатацию в 1961-м как тайное хранилище сверхсекретных государственных документов. Его строили по технологии метро и даже на глубине связали с технической веткой подземки. Разница лишь в том, что создатели решили не заморачиваться с внутренней отделкой, оставив открытыми брутальные бетонные конструкции, что усилило архитектурную выразительность. Засекреченный объект функционировал почти полвека, до 2008 года, потом он начал подтекать, его признали морально устаревшим, секретные документы из хранилищ эвакуировали и, в конце концов, по информации из открытых источников, передали на баланс некоей организации ветеранов силовых структур. С 2018 года бункер работает как музей, у него есть сайт, на котором, помимо экскурсий, предлагают «реализовать в уникальном подземном пространстве ваш собственный тематический праздник, съемку, лекцию или презентацию». Если же фантазии придумать праздник в бетонных застенках не хватит, то владельцы объекта готовы помочь. Так и пишут: «Можете доверить это нам».

У Фонда развития и поддержки современного искусства MaxArt с фантазией все в порядке. Для выставки отобрали работы 30 художников, сделав микс из безусловных звезд типа дуэта Дубосарского и Виноградова и совсем юных художников, студентов Суриковки. И хотя куратор Полина Могилина говорит, что участники вдохновлялись гением места, произведения составляют с пространством резкий контраст. В очень традиционных холстах Евгения Дудникова, Алексея Дубинского, Полины Синяткиной царят такая живописная гармония и приятие жизни, что они легко впишутся в любой жилой интерьер. Большая работа Ирины Дрозд «Дом во время пандемии» — это действительно кукольный домик, только вместо Барби и Кенов населенный мутантами-пришельцами. Очень мирные уродцы: лежат на диване, пьют чай, смотрят телевизор. Работы crocodilePOWER (холст «Одиночество», скульптура Shatter) вызывают в памяти предшествующие аналоги — фантастическо-мистические опусы Малой Грузинской. Но в целом искусство нестрашное, нарядное и расслабленное. Самые, пожалуй, драматичные работы — две инсталляции. Одна — «Каскад» (2016) авторства группы «Синий суп»: ступени некоего подземного перехода заливает волна условной нефти. Вид черной приближающейся лавы парализует смотрящего. И вторая инсталляция (на выставке состоялась ее премьера) — голографический аудиовизуальный объект ROW коллектива Tundra: ритмично светящиеся кольца, поставленные друг за другом и образующие тоннель (проект трудно описать, его надо видеть).

В общем, как бы современные художники ни старались, весомости и жесткости высказывания, которое бы перебило мрачную образность бункера, у них не получилось. Наверное, это и к лучшему. Это маркер гуманизации местного ландшафта. И надежда, что сколь бы силы тьмы над нами ни витали и каких бы бункеров ни строили, их застенки рано или поздно зальет вода, и они сгниют, и на их руинах будут резвиться дети. (Впрочем, выставочный эффект может иметь и ровно противоположную трактовку: сколько ни резвись, останешься в тюрьме.) К выставке подготовлена специальная программа с московской премьерой спектакля «Корова» по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига режиссера Инги Воск.

Проект Hidden Places стал дебютом Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, партнерами которого стали МГАХИ им. В.И.Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф», а патронами — деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и другие.

Организация обещает развернуть образовательные и грантовые программы, открыть художественные резиденции. Помощь в реализации первого проекта  оказала компания Borjomi. В честь нее художники Евгения Воронова и Даниил Антропов сделали инсталляции Flow и «Источник жизни».

Hidden Places
Бункер 703, 2-й Новокузнецкий пер., 14, стр. 1
До 22 мая
Больше информации: www.maxart-foundation.com

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+