18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Время спокойствия после бунта

№91
Материал из газеты

В поздних работах американского художника Клиффорда Стилла на смену трагедийности пришел лиризм

Если описывать абстрактный экспрессионизм как претенциозное искусство, то перед глазами немедленно встает выразительный пример Клиффорда Стилла (1904–1980), чьи самые известные картины перенасыщены возвышенным в готическом духе, а его высказывания часто бывали высокомерны. В 1951 году он заявлял: «Когда я выставляю картину, я заставляю ее говорить: „Я здесь, вот мои чувства, мое присутствие, я сам. Я стою здесь, непримиримый, гордый, живой“». Тех же, кому не нравилось увиденное, он считал «маленькими людишками», слишком слабыми для того, чтобы осознать величие произведения.

Устроившись на одной из высот американского индивидуализма, Стилл был не просто нетерпим к арт-дилерам, кураторам и критикам — он их презирал за методы, которые считал недостаточно уважительными к себе. И поэтому в 1961 году, после 11 лет, проведенных в Нью-Йорке, Стилл с женой Патрицией отправился на автомобиле искать себе убежище. Они обосновались в сельском уголке штата Мэриленд, где художник жил и работал до конца своих дней. Именно с этого периода отшельничества начинает рассказ Дэвид Анфам в книге «Клиффорд Стилл: поздние работы».

Историй о том, как творцы меняют свой стиль к концу жизни, известно немало. В частности, Анфам отмечает восхищение Стилла светящимся мраком, который появился в картинах Рембрандта незадолго до его смерти. Однако у самого Стилла, как показывает Анфам, с годами произошло нечто обратное. В Мэриленде мазок художника приобрел новую мягкость, а ярко-оранжевые, красные и желтые оттенки часто, хотя и не всегда, стали замещать прежние тона — более темные и тяжелые. По словам биографа, к концу жизни Стилл «играл роль поэта-лирика».

Автор каталога-резоне Марка Ротко и ведущий специалист в области абстрактного экспрессионизма, Дэвид Анфам занимает должности главного куратора-консультанта Музея Клиффорда Стилла в Денвере в штате Колорадо и директора местного исследовательского центра. До 2011 года, когда возник музей, лишь небольшая часть работ Стилла демонстрировалась на публике, главным образом в постоянных экспозициях Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк и Музея современного искусства Сан-Франциско. Сейчас 95% наследия Стилла — более 1,1 тыс. картин и свыше 2 тыс. работ на бумаге — хранится именно в Денвере, где под руководством Анфама идет процесс его каталогизации и при необходимости реставрации. Среди самых удивительных открытий исследователя — большое число поздних пастелей, многие из которых выполнены на тонированном картоне. В монографию также включены обзор творчества Клиффорда Стилла, сделанный директором музея Дином Собелом, и краткие мемуары художников Доротеи Рокберн и Алекса Каца, которым сейчас 88 и 93 года соответственно. Благодаря содержанию и высокому качеству иллюстраций этот труд впечатляет. Новаторский очерк Анфама делает его фундаментальным.  

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+