18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Пол для Колизея: археологи противостоят чиновникам

Эксперты считают неразумным закрывать уникальные подземные пространства амфитеатра и напоминают, что в стране есть объекты, более остро нуждающиеся в реставрации

Обнародованный план оборудовать в Колизее раздвижной пол вызвал волну критики со стороны ведущих археологов и искусствоведов. Споры вокруг этого предложения ведутся уже восемь лет, и теперь они достигли своего апогея — а вместе с ними и общее недовольство тем, как Министерство культуры управляет объектами наследия.

Эксперты, в том числе Роселла Реа, ранее занимавшая пост директора Колизея, обеспокоены как высокой стоимостью проекта в €15 млн, так и тем, что новый пол скроет подземную часть Колизея.

Проект предполагает создание решетки из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и коридоров, в которых гладиаторы готовились к смертельной схватке. Рейки будут вращаться, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, и перемещаться по направляющим, открывая расположенные под ними подземные конструкции.

Гипогей добавили при императоре Домициане. Изначально он был покрыт полом, который сгнил после того, как в VI веке Колизей забросили. Раскопки XIX века обнажили подземные помещения, а в 2000 году в одном из концов здания построили концертную сцену.

В 2014 году министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал в своем твиттере, что одобрил предложение археолога Даниэле Манакорды восстановить арену полностью. План Манакорды вызвал волну критики, в том числе со стороны известного археолога Сальваторе Сеттиса, а в последнее время противников проекта стало еще больше. В интервью, вышедшем в марте в итальянской газете Il Fatto Quotidiano, Реа заявила, что средства лучше было бы потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку внешних стен Колизея.

Серджио Ринальди Туфи, ранее возглавлявший отделение археологии в Урбинском университете, рассказал The Art Newspaper, что из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других частях бывшей империи Колизей обладает самой обширной сетью подземных помещений. «Это подземное пространство не имеет аналогов во всем мире, так зачем же его закрывать?» — говорит он.

Томазо Монтанари, искусствовед и член научного комитета при Министерстве культуры, считает, что этот проект служит ярким примером желания Франческини превратить объекты наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные суммы в туристические достопримечательности, но не может позволить себе отреставрировать разрушающиеся церкви и выцветающие фрески, — пожаловался он The Art Newspaper. — Колизей — это последнее, на что мне пришло бы в голову тратить деньги».

Министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал на пресс-конференции, что после того, как новый пол площадью 3 тыс. кв. м будет готов, посетители получат возможность пройтись по арене и оценить «величественность памятника». Инженерное бюро Milan Ingegneria, отвечающее за проект, обещает, что система, которая должна быть установлена к 2023 году, будет обратимой — то есть позднее ее можно будет демонтировать.

«Я понимаю, что полемика будет, — рассказал Франческини. — Колизей — национальный памятник, и правильно, что мы обсуждаем его».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+