18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Пол для Колизея: археологи противостоят чиновникам

Эксперты считают неразумным закрывать уникальные подземные пространства амфитеатра и напоминают, что в стране есть объекты, более остро нуждающиеся в реставрации

Обнародованный план оборудовать в Колизее раздвижной пол вызвал волну критики со стороны ведущих археологов и искусствоведов. Споры вокруг этого предложения ведутся уже восемь лет, и теперь они достигли своего апогея — а вместе с ними и общее недовольство тем, как Министерство культуры управляет объектами наследия.

Эксперты, в том числе Роселла Реа, ранее занимавшая пост директора Колизея, обеспокоены как высокой стоимостью проекта в €15 млн, так и тем, что новый пол скроет подземную часть Колизея.

Проект предполагает создание решетки из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и коридоров, в которых гладиаторы готовились к смертельной схватке. Рейки будут вращаться, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, и перемещаться по направляющим, открывая расположенные под ними подземные конструкции.

Гипогей добавили при императоре Домициане. Изначально он был покрыт полом, который сгнил после того, как в VI веке Колизей забросили. Раскопки XIX века обнажили подземные помещения, а в 2000 году в одном из концов здания построили концертную сцену.

В 2014 году министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал в своем твиттере, что одобрил предложение археолога Даниэле Манакорды восстановить арену полностью. План Манакорды вызвал волну критики, в том числе со стороны известного археолога Сальваторе Сеттиса, а в последнее время противников проекта стало еще больше. В интервью, вышедшем в марте в итальянской газете Il Fatto Quotidiano, Реа заявила, что средства лучше было бы потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку внешних стен Колизея.

Серджио Ринальди Туфи, ранее возглавлявший отделение археологии в Урбинском университете, рассказал The Art Newspaper, что из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других частях бывшей империи Колизей обладает самой обширной сетью подземных помещений. «Это подземное пространство не имеет аналогов во всем мире, так зачем же его закрывать?» — говорит он.

Томазо Монтанари, искусствовед и член научного комитета при Министерстве культуры, считает, что этот проект служит ярким примером желания Франческини превратить объекты наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные суммы в туристические достопримечательности, но не может позволить себе отреставрировать разрушающиеся церкви и выцветающие фрески, — пожаловался он The Art Newspaper. — Колизей — это последнее, на что мне пришло бы в голову тратить деньги».

Министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал на пресс-конференции, что после того, как новый пол площадью 3 тыс. кв. м будет готов, посетители получат возможность пройтись по арене и оценить «величественность памятника». Инженерное бюро Milan Ingegneria, отвечающее за проект, обещает, что система, которая должна быть установлена к 2023 году, будет обратимой — то есть позднее ее можно будет демонтировать.

«Я понимаю, что полемика будет, — рассказал Франческини. — Колизей — национальный памятник, и правильно, что мы обсуждаем его».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+