18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каджары: декадентская роскошь в Музее Востока

№91
Материал из газеты

В Музее Востока открылась выставка, посвященная одному из знаковых периодов персидского искусства. Как оказалось, в фондах московского музея скрывается огромная коллекция

Если буквально, то Каджары — это предпоследняя иранская династия, которая правила с 1795 по 1925 год. После низложения последнего каджарского шаха в Иране наступило смутное время (в частности, даже два года локально просуществовала советская республика), а затем на престол, до 1979 года, взошли шахи из рода Пехлеви. В более широком смысле «каджарами» и «каджарским искусством» называются произведения, которые создавались в Персии (Иране) в этот период. Это особенный стиль, который заметно отличается от изысканной манерности периода Сефевидов (XVI–XVIII века), знаменитого своими тонкими персидскими миниатюрами и особенно любимого западными коллекционерами.

«Фирменные образцы» каджарского искусства — крупные картины, написанные маслом на холсте. Это похожие на парсуны парадные портреты правителей, изображения томных юношей-принцев с охотничьими соколами, а также танцовщиц и гаремных красавиц в самых разных позах, в том числе в акробатических танцах. Масляная живопись, нетипичная для исламского искусства, появилась в Иране, потому что шахи из династии Каджаров, подобно Петру Великому, стали посылать художников в Европу учиться ремеслу. Возвращаясь, каджарские живописцы создали свой неповторимый стиль — смесь наивного орнаментализма с западными приемами. Характерный пример: каджарские девушки подчас поражают костюмами с полностью голой грудью, однако такого «каджарского декольте», как называют его искусствоведы, в реальном персидском костюме не существовало, художники украшали им своих красавиц фантазийно, это был атрибут роскоши и разгула.

В современном Иране, которым после свержения Пехлеви правят ультраконсервативные аятоллы, веселое и фривольное каджарское искусство в загоне. Его не достают из запасников, не популяризируют, предпочитая воспевать великих эпических предшественников типа Сасанидов. В западных институциях интерес к каджарам возник совсем недавно, около 20 лет назад. Первая крупная выставка, ставшая для публики открытием, состоялась в нью-йоркском Бруклинском музее в 1998–1999 годах. Несколько лет назад выставки о каджарах прошли в Лувре, Музее Виктории и Альберта и ряде других. Симптом интереса к эпохе: в апреле 2021 года на Christie’s за £2,3 млн (при эстимейте £1–1,5 млн) был продан групповой портрет 24 каджарских принцев.

«Это яркое восточное искусство, но при этом искусство китча, с наивной и мощной любовью к жизни. Запад пришел к его пониманию только сейчас, до этого они были сосредоточены на других персах, изящ­ных Сефевидах, — рассказывает Полина Коротчикова, куратор выставки в Музее Востока. — Что любопытно, для нас каджарское искусство гораздо более „родное“. Например, первая выставка каджаров прошла у нас еще в 1973 году. Взаимоотношения Российской империи и СССР с Персией все-таки всегда имели совершенно иной характер, поскольку она была нашим южным соседом. Русские смотрят на персов другим взглядом и могут показать их искусство более глубоко, изнутри. Для западной же цивилизации, кстати, и персы, и мы — всё экзотика».

Задачей выставки, как рассказывает куратор, было представить именно собственную коллекцию Музея Востока, которая была изучена недостаточно. Выяснилось, что в фондах около тысячи экспонатов, из которых на выставке покажут 350 самых лучших вещей: живопись, керамику, костюм, оружие. Если говорить о российских собраниях персидского искусства, то все обычно вспоминают Эрмитаж, куда стекались дипломатические подарки и личные покупки возвращающихся дипломатов. Однако московская коллекция каджарской живописи буквально на два-три предмета меньше петербургской, а в чем-то даже ее превосходит. Например, в Эрмитаже нет живописи на стекле, одного из уникальных каджарских жанров декоративно-прикладного искусства, а в Музее Востока есть несколько прекрасных образцов. Что до портретов красавиц, то в коллекции музея оказалось семь разных барышень (некоторые с пресловутым «каджарским декольте», другие все-таки в реалистической одежде).

«Наша каджарская коллекция формировалась из разных источников, — рассказывает Коротчикова. — Много предметов — не только оружие и декоративно-прикладное искусство, но и отличная живопись — происходит из усадьбы Остафьево князей Вяземских. Очень большая доля фондов — две коллекции, переданные музею в дары журналистами и дипломатами Рудольфом Абихом и Владимиром Тардовым. Оба работали в Иране в 1920-х годах, в момент, когда эпоха правления Каджаров завершалась, и очень многое стало доступным для приобретения. На нашу удачу, они полюбили и стали собирать именно этот стиль, который тогда был мало кому понятен и казался грубым, наивным».

В числе экспонатов, привлеченных со стороны, письмо шаха, написанное Николаю I после убийства Грибоедова (а вот алмаза «Шах» все-таки не будет), фотографии из Кунсткамеры, а также несколько предметов, предоставленных российским частным Фондом Марджани, специализирующимся на исламском искусстве.

Выставку начали готовить четыре года назад, а открыть должны были в мае 2020-го. Впрочем, куратор признается, что дополнительный год пошел на пользу: реставраторы смогли многое доделать.

Выставка разбита на несколько разделов. Первый зал посвящен собственно династии Каджаров. Он будет украшен парадными портретами шахов и принцев. Среди других разделов — «Быт и повседневность», «Охота и война», «Религия и мистерии». Отдельный зал будет рассказывать об отношениях персов каджарского периода с Европой через показ художественных объектов. Один из последних разделов уже более документальный — об отношениях последних Каджаров с советской властью. Там представлены вещи и документы отечественных дипломатов, в частности специально запрошенные на выставку из госархивов. 

Государственный музей Востока
Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров
До 25 июля


Факты

Из истории персидской коллекции музея

Значительный вклад в пополнение фондов Музея Востока предметами каджарского искусства внесли два коллекционера, чьи обстоятельства жизни оказались созвучными и трагическими

Рудольф Петрович Абих (1901–1940) был журналистом, большевиком, политработником. Он оказался в Иране во время Гилянской революции — установления там советской республики, существовавшей в 1920–1921 годах. Вернувшись в Москву, Абих окончил восточное отделение Военной академии РККА и в 1926 году ненадолго возвратился в Тегеран в качестве журналиста ТАСС. Затем он работал в Московском институте востоковедения им. Н.Н.Нариманова, писал статьи об Иране, Гилянской революции, а также о персидском периоде жизни и творчества Велимира Хлебникова. Из Ирана он привез многочисленные документы, плакаты, газеты, почтовые марки, завесы-каламкары — и даже успел в 1920–1930-х годах показать их на выставках в Москве, посвященных Гилянской революции. Абих был расстрелян в 1940 году «за связи с троцкистской оппозицией» (реабилитирован в 1957 году). 

Владимир Геннадьевич Тардов (1879–1938) — литератор и журналист. В 1909 году путешествовал по Персии как спецкор газеты «Русское слово». Вернувшись в Россию, стал учиться персидскому языку, переводить иранскую поэзию. В 1919 году поступил в Народный комиссариат иностранных дел, на следующий год его послали в Персию как представителя советской власти. Во времена Гилянской революции он работал там одновременно как заведующий информбюро. В 1922–1929 годах Тардов — генеральный консул СССР в Исфахане. Именно в те годы была составлена его коллекция. В Музее Востока хранится 617 предметов XII–XIX веков из собрания Тардова. По возвращении в СССР Тардов — сотрудник Московского института востоковедения им. Н.Н.Нариманова. Был расстрелян в 1938 году по обвинению в шпионаже, терроризме и контрреволюционной деятельности (реабилитирован в 1994 году).

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+