18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-мастерская Немухина в Прилуках станет частным музеем

№91
Материал из газеты

Мастерская, построенная лично художником возле дома 30 лет назад, сохранилась в нетронутом виде

Двухэтажный дом в деревне Прилуки Серпуховского района Московской области, где художник Владимир Немухин (1925–2016) провел детство, а впоследствии регулярно использовал его как летнюю мастерскую, обрел нового владельца. Последний намерен устроить здесь небольшой частный музей «второго авангарда».

Предприниматель и коллекционер Андрей Карпенко, особенно полюбивший творчество художников Лианозовской группы, и Немухина в частности, купил дом почти случайно. «В прошлом году мы проездом оказались в Прилуках, — рассказал он нашему изданию. — Это красивое подмосковное место с великолепным бором. Я поклонился дому Немухина. Затем мне стало интересно, сколько стоит купить здесь домик, и на сайте по продаже недвижимости я увидел этот самый дом!» Продавцом оказалась дочь художника, скончавшегося в 2016 году в возрасте 90 лет. Коллекционер приобрел сперва ее долю, а затем выкупил части, принадлежавшие другим родственникам Немухина (его род живет в Прилуках более 100 лет).

Мастерская, построенная лично художником возле дома 30 лет назад, сохранилась в нетронутом виде. Нет лишь картин — а вот вещи, составляющие быт всякого живописца, остались на месте. Не только мебель, но и инструменты, а также предметы, использовавшиеся для натюрмортов.

Пока идет разработка проекта музея. Карпенко планирует показывать здесь произведения из собственного собрания, а также приглашать других коллекционеров для устройства временных выставок. «Моя задача, — говорит он, — прежде всего сохранить мемориальность. Как бы мало ее ни осталось. Быть может, с учетом того, что мы сделаем здесь и жилые помещения, получится открыть и арт-резиденцию». 

Помимо Немухина, дом связан с именами его друзей и фигурирует в их работах, например в графической серии Оскара Рабина. «Те, кто сюда приезжал, отсюда уже не уезжали, — рассказывал о Прилуках сам художник в интервью, — поэтому в результате здесь образовался прилукский Барбизон неофициального искусства. Здесь жили Вечтомов, Рабин, Свешников. Плавинский тут снимал жилье. Мастеркова, когда тут появилась, уже ничего другого не хотела знать...» Неподалеку, кстати, стоит дом художника Вячеслава Калинина.

Здание, по словам Карпенко, требует ремонта: это самый старый дом в Прилуках, он построен в 1870-х годах. Первый этаж у него кирпичный, второй — деревянный. Нужно починить крышу и подвести коммуникации. «Хотя сортир во дворе, куда Немухин опускал свои бронзовые скульп­туры для скоростного патинирования, пожалуй, можно и сохранить как мемориальный объект», — говорит Карпенко. Открыть музей планируется к концу 2022 года, чтобы затем, в 2025-м, достойно встретить 100-летие художника. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+