18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одолевать грибок помогает наука

№90
Материал из газеты

Микроскопические грибы и бактерии, невидимые глазу, могут жить практически в любых условиях — и наносить произведениям искусства необратимые повреждения

Сейчас в мастерской реставрации графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря заканчивают работу над «Портретом девочки» рубежа XIX–XX веков авторства Марии Эристовой, ученицы Михаила Зичи, писавшей салонные портреты под псевдонимом Мари Казак. Большая масляная пастель на холсте из Симферопольского художественного музея была в аварийном состоянии: деформирована и загрязнена, красочный слой осыпался, всю поверхность покрывали пятна плесени. Возникшие под влиянием каких-то внешних условий колонии грибка к моменту исследования уже были мертвы, оставалось механически убрать их с поверхности — но из толщи красочного слоя удалить мицелий невозможно.

Бактерии и микроскопические грибы невероятно разнообразны и приспособлены к жизни едва ли не в любых условиях. Они могут питаться почти чем угодно: материалами, используемыми в темперной и масляной живописи, текстилем, бумагой и кожей, — размножаться в трещинках камня и толще дерева. Клей, содержащийся в грунте, клетчатка холста, применяемые для приготовления красок растительные масла — все это с удовольствием используют для своего метаболизма бактерии. Грибы, как и бактерии, не только способны получать энергию из любой органики, но и могут усваивать неорганические соединения (например, минеральные пигменты красок). В процессе жизнедеятельности они выделяют щелочи, кислоты, ферменты или пигменты, которые необратимо повреждают произведения искусства.

Проблема биологических повреждений всегда была актуальна (вспомним о пораженных грибком древних иконах, которые находили Виктор Лазарев и Игорь Грабарь во время своих экспедиций). Как рассказывают в Центре имени Грабаря, сейчас благодаря современным методам исследования биологическое заражение — а это, как правило, сообщества разных видов грибов и бактерий, — выявляется чаще и приоритет отдается превентивным мерам борьбы. 

Первая из таких мер — соблюдение «музейного климата», температурно-влажностных условий, в которых бактерии и плесень не смогут развиваться. «Развитие того или иного вида грибка зависит от субстрата, на котором он растет, от общей зараженности помещения и воздуха. В основном развиваются те грибы, споры которых есть в воздухе. Не зря рекомендуют, чтобы в музейных помещениях не присутствовали растения в земле или еда, которые могут стать источником спор, — объясняет Ирина Шамрайчук, заведующая лабораторией химико-биологических исследований Центра имени Грабаря. — Иконы нередко поражаются микромицетами, и мы их стараемся чаще проверять. Сложность в том, что визуально субстратного мицелия может быть не видно. Тогда надо брать пробы и высевать их на питательную среду. По выросшим колониям мы определяем их до рода и до вида. Важно знать историю обработок, которые проводили ранее, потому что может случиться, что гриб оказался устойчивым к препаратам, которыми его обрабатывали».

Реставраторы Центра имени Грабаря наблюдают за состоянием иконы Торопецкой Божьей Матери XIV века, переданной из собрания Русского музея в храм поселка Княжье Озеро под Москвой. Недавно в нижней части иконы (а грибок чаще поражает именно низ досок, где больше влаги) заметили пятно неизвестного происхождения, взяли с него пробы и обнаружили споры микроскопических грибов. Это вызвало переполох: икона хранится в саркофаге со специальными условиями и фильтрацией воздуха, в помещении поддерживается музейный климат, но существуют ксерофильные грибы, которые могут развиваться даже в сухом воздухе. В итоге все обошлось (вероятно, следы реставрационного клея собрали на себя сухие споры, которые роста не дали), однако такое беспокойство оправданно. 

Например, уникальный памятник древнерусской живописи — Богоматерь Боголюбская XII века — едва не погиб из-за несоблюдения температурно-влажностного режима, когда реликвию передали из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в монастырь во Владимире. За спасение иконы специалисты Центра имени Грабаря в 2016 году получили Премию The Art Newspaper Russia.

Процветают микроорганизмы на предметах и деталях построек, имеющих контакт с землей и влагой. «При работе с археологическими находками на остатках Чудова монастыря в Московском Кремле мы в изобилии выявили бактерии актиномицеты, которые формируют подобие мицелия грибов, они обычно встречаются в почве, — рассказывает Ирина Шамрайчук. — Кроме того, на этапе раскопок, когда музейные климатические установки еще не были подключены, произошел бурный рост грибов, в основном из родов Penicillium и Fusarium, пришлось обрабатывать белый камень специальной жидкостью. В пробах с камней и стен XII века мы обнаружили очень жесткие, волокнистые мицелиальные тяжи — такие могут даже вызвать механические разрушения. А в археологических „окнах“ на Ивановской площади в Кремле нашлись грибы-галотолеранты, то есть устойчивые к высокому содержанию солей».

В ближайших планах специалистов лаборатории химико-биологических исследований — командировка в музей «Новый Иерусалим», где на златошвейном покрове гробницы патриарха Никона заметили подозрительные пятна. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+