18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одолевать грибок помогает наука

№90
Материал из газеты

Микроскопические грибы и бактерии, невидимые глазу, могут жить практически в любых условиях — и наносить произведениям искусства необратимые повреждения

Сейчас в мастерской реставрации графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря заканчивают работу над «Портретом девочки» рубежа XIX–XX веков авторства Марии Эристовой, ученицы Михаила Зичи, писавшей салонные портреты под псевдонимом Мари Казак. Большая масляная пастель на холсте из Симферопольского художественного музея была в аварийном состоянии: деформирована и загрязнена, красочный слой осыпался, всю поверхность покрывали пятна плесени. Возникшие под влиянием каких-то внешних условий колонии грибка к моменту исследования уже были мертвы, оставалось механически убрать их с поверхности — но из толщи красочного слоя удалить мицелий невозможно.

Бактерии и микроскопические грибы невероятно разнообразны и приспособлены к жизни едва ли не в любых условиях. Они могут питаться почти чем угодно: материалами, используемыми в темперной и масляной живописи, текстилем, бумагой и кожей, — размножаться в трещинках камня и толще дерева. Клей, содержащийся в грунте, клетчатка холста, применяемые для приготовления красок растительные масла — все это с удовольствием используют для своего метаболизма бактерии. Грибы, как и бактерии, не только способны получать энергию из любой органики, но и могут усваивать неорганические соединения (например, минеральные пигменты красок). В процессе жизнедеятельности они выделяют щелочи, кислоты, ферменты или пигменты, которые необратимо повреждают произведения искусства.

Проблема биологических повреждений всегда была актуальна (вспомним о пораженных грибком древних иконах, которые находили Виктор Лазарев и Игорь Грабарь во время своих экспедиций). Как рассказывают в Центре имени Грабаря, сейчас благодаря современным методам исследования биологическое заражение — а это, как правило, сообщества разных видов грибов и бактерий, — выявляется чаще и приоритет отдается превентивным мерам борьбы. 

Первая из таких мер — соблюдение «музейного климата», температурно-влажностных условий, в которых бактерии и плесень не смогут развиваться. «Развитие того или иного вида грибка зависит от субстрата, на котором он растет, от общей зараженности помещения и воздуха. В основном развиваются те грибы, споры которых есть в воздухе. Не зря рекомендуют, чтобы в музейных помещениях не присутствовали растения в земле или еда, которые могут стать источником спор, — объясняет Ирина Шамрайчук, заведующая лабораторией химико-биологических исследований Центра имени Грабаря. — Иконы нередко поражаются микромицетами, и мы их стараемся чаще проверять. Сложность в том, что визуально субстратного мицелия может быть не видно. Тогда надо брать пробы и высевать их на питательную среду. По выросшим колониям мы определяем их до рода и до вида. Важно знать историю обработок, которые проводили ранее, потому что может случиться, что гриб оказался устойчивым к препаратам, которыми его обрабатывали».

Реставраторы Центра имени Грабаря наблюдают за состоянием иконы Торопецкой Божьей Матери XIV века, переданной из собрания Русского музея в храм поселка Княжье Озеро под Москвой. Недавно в нижней части иконы (а грибок чаще поражает именно низ досок, где больше влаги) заметили пятно неизвестного происхождения, взяли с него пробы и обнаружили споры микроскопических грибов. Это вызвало переполох: икона хранится в саркофаге со специальными условиями и фильтрацией воздуха, в помещении поддерживается музейный климат, но существуют ксерофильные грибы, которые могут развиваться даже в сухом воздухе. В итоге все обошлось (вероятно, следы реставрационного клея собрали на себя сухие споры, которые роста не дали), однако такое беспокойство оправданно. 

Например, уникальный памятник древнерусской живописи — Богоматерь Боголюбская XII века — едва не погиб из-за несоблюдения температурно-влажностного режима, когда реликвию передали из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в монастырь во Владимире. За спасение иконы специалисты Центра имени Грабаря в 2016 году получили Премию The Art Newspaper Russia.

Процветают микроорганизмы на предметах и деталях построек, имеющих контакт с землей и влагой. «При работе с археологическими находками на остатках Чудова монастыря в Московском Кремле мы в изобилии выявили бактерии актиномицеты, которые формируют подобие мицелия грибов, они обычно встречаются в почве, — рассказывает Ирина Шамрайчук. — Кроме того, на этапе раскопок, когда музейные климатические установки еще не были подключены, произошел бурный рост грибов, в основном из родов Penicillium и Fusarium, пришлось обрабатывать белый камень специальной жидкостью. В пробах с камней и стен XII века мы обнаружили очень жесткие, волокнистые мицелиальные тяжи — такие могут даже вызвать механические разрушения. А в археологических „окнах“ на Ивановской площади в Кремле нашлись грибы-галотолеранты, то есть устойчивые к высокому содержанию солей».

В ближайших планах специалистов лаборатории химико-биологических исследований — командировка в музей «Новый Иерусалим», где на златошвейном покрове гробницы патриарха Никона заметили подозрительные пятна. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+