Татьяна Маврина в Третьяковке: только радоваться и радовать

Третьяковская галерея собрала на выставке Татьяны Мавриной «Ода к радости» 200 произведений художницы, созданных на протяжении практически всего ХХ века, с 1910-х годов и до его конца

Татьяна Маврина. «Натюрморт с игрушками». На обороте: «Цветы». 1937. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Татьяна Маврина. «Натюрморт с игрушками». На обороте: «Цветы». 1937.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Экспонаты выставки «Татьяна Маврина. Ода к радости» собраны по многим музеям и частным коллекциям. На ней показано более 200 работ, среди них нет ни одной мрачной.

Татьяна Маврина прожила долгую жизнь: родилась в 1900 году, умерла в ­1996-м. За пять месяцев до смерти в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка «Татьяна Алексеевна Маврина: живопись, графика. 20–40-е и 90-е годы». По названию видно, что работала Маврина до последних дней и, как всегда, с радостью. Она прожила русский ХХ век с его трагедиями и тяготами, не теряя энергии и оптимизма, не изменяя своим интересам и совести. «У нее светлый и озорной, уверенный в себе и живущий в ладу с жизнью легкий, веселый талант», — писал в книге о художнице Владимир Костин.

Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Роберта Фалька, которым восхищалась. Входила в группу «13», члены которой делали ставку на быстрое, динамичное рисование, сохраняющее свежесть впечатлений. В 1930-е годы иллюстрировала книги, писала маслом. В послевоенное время изучала русскую иконопись и народные промыслы, что проявилось и в ее графике, делала зарисовки из многочисленных поездок по старым русским городам. 

Татьяна Маврина. «Суздаль. Орион». 1968. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Татьяна Маврина. «Суздаль. Орион». 1968.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Организаторы выставки поставили перед собой задачу показать все этапы, все темы, которыми она занималась, чтобы у зрителей создалось целостное впечатление о ее творчестве.

Маврина действительно была цельным художником, хотя ее ранние модернистские акварели и рисунки тушью — лаконичные, легкие, демонстративно небрежные — заметно отличаются от более поздних графических листов, плотных и ярких, неопримитивистских и фольклорно-лубочных. Но в каждый период видна точная работа с цветом, любовь к ярким краскам.

Не раз упомянутое современниками озорство Татьяны Мавриной особенно заметно в ее многочисленных ню. Своих голых корпулентных дам она изображала иронично, но с симпатией, без пиетета к красоте женских форм, свойственного многим художникам-мужчинам. Неизменную веселость она сохраняла и в натюрмортах с иконами, которые очень любила и собирала. Написала статью «О древнерусской живописи (Наша коллекция)». Также показаны пять великолепных икон из собрания Мавриной и ее мужа, художника Николая Кузьмина. А в городских пейзажах художницы почти обязательно присутствуют церкви, что естественно, поскольку она изображала старые города, но все же видно, что ей очень нравились луковки куполов на тонких шеях барабанов и желтое золото крестов на фоне неба. Живописью Маврина увлекалась только в предвоенное десятилетие, на картинах у нее изображены те же портреты, пейзажи и букеты, что и в графике.

Татьяна Маврина. «Наш пруд». 1983. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Татьяна Маврина. «Наш пруд». 1983.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Из книжных иллюстраций Мавриной — а ими она занималась многие годы, — кураторы выставки Екатерина Архипова и Ирина Лейтес выбрали виртуозные рисунки к «Житейским воззрениям кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, почти монохромные гуаши к «Харчевне королевы Гуселапы» Анатоля Франса и сдержанные цветные листы к роману Эмиля Золя «Чрево Парижа». По ним видно, как она могла обуздать свой темперамент ради соответствия стилю и интонации авторов книг. Все эти работы сделаны в конце ­1930-х годов. Время было тяжелое и для нее тоже, иллюстрирование было единственным заработком.

В 1938-м Маврина написала «Цветущую ниву». В каталоге выставки приведено ее воспоминание об этой картине: «Общее впечатление — праздничное, хотя изображено время засухи. От засухи сгорела рожь, одни васильки! До сих пор еще памятны малиновым жаром обведенные облака. Так я их и написала, но акцента „на бедствии“ — не сделала, и сейчас не делаю». Она так жила и работала — без акцента на бедствиях.

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Татьяна Маврина. Ода к радости
До 15 августа

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+