18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд Ruarts обрел родину на Арбате

Выставкой «Мягкая родина» фонд Ruarts открыл новое пространство в Москве. Коллекция фонда включает и классиков нонконформизма, и современных звезд российского искусства

Новое место обитания фонда Ruarts — обычный c виду московский дом в районе старого Арбата, но внутри зрителей встречают просторный атриум высотой во все пять этажей и монументальная бетонная лестница. На первом этаже — кафе и магазин, последний этаж отдан под лекторий, библиотеку и медиапространство. На выставочных этажах — не ожидаемые стерильно белые залы, а помещения неправильной формы с открытыми коммуникациями на потолке. Приходит на ум, что в таком решении архитектурного бюро «Атриум» Антона Надточия и Веры Бутко кроется метафора искусства, внешне постоянно меняющегося, но сохраняющего внутреннюю связь с прошлым.

Первая вещь, встречающая зрителя на выставке, — «Мягкая родина» Дмитрия Цветкова, огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Она не только дала название выставке, но и характером схожа с показанными на ней работами — они красивы, мастерски сделаны, остроумны, неоднозначны, лишены как пафоса, так и злой иронии.

Выставка состоит из трех разделов, каждому отдано по этажу. Первый ближе всего к заявленной теме, он о родине как о стране рождения, о ее непостижимости умом и неизмеримости общим аршином. Об этом «Гимны Московии» Дмитрия Венкова — торжественная видеопанорама столицы, перевернутая вниз небом, вверх тротуарами; похожая на окрашенную сепией фотографию картина Рината Волигамси — деревенский пейзаж с поганками выше крыш на переднем плане; «Москва» Сергея Шаблавина — вписанные в квадраты фрагменты заурядного городского пейзажа, плакатов и вывесок. Большая картина Владимира Потапова из серии «Внутри. Update» — тоже городской пейзаж, наполовину иллюзорный, но очень нежный и нарядный. Это редкая работа в первом разделе, начисто лишенная подтекста. Особняком стоит в зале собранное из бывшей в употреблении фанеры и металлических листов

«Одиночество» Алексея Луки, редкий представитель чистого модернизма нашего времени. Какое отношение к теме родины имеет матерчатый автопортрет Ирины Кориной, трудно сказать, но он такой симпатичный, что никаких вопросов к нему нет.

Второй раздел — самый пестрый, яркий и задорный. Его тема — тело человека, его границы. Экспликация к нему написана чрезвычайно серьезно, она уверяет, что авторы работ «провокационно задают табуированные вопросы об идентичности, свободе самоопределения, гендерной бинарности и квир-эстетике». Но почему-то кажется, что авторы такими актуальными сегодня вопросами не задавались. Ни Александр Шишкин-Хокусай, чья фанерная «Девушка в леопардовой шкуре» высотной доминантой держит зал, ни Владислав Мамышев-Монро, изобразивший кинодиву, ни охальник Олег Кулик в постановочной фотографии «Девушка с арбузом» — они не провоцировали, а просто дерзили.

На двухметровых фотографиях обнаженные женщины с сигаретой в накрашенных губах вяжут нескончаемые шарфы, вываливающиеся из снимков и тянущиеся к стоящим перед героинями телевизорам. В этой отвечающей вечно актуальной феминистской повестке инсталляции Виты Буйвид нет обличения, только ирония. И черные линии на обнаженной женской спине на эстетской фотографии Татьяны Либерман вряд ли указывают на телесное притеснение. В «Студентке» классика отечественной фотографии Сергея Борисова девушка с голой грудью стоит на старом автомобиле, самоидентификация — не ее проблема.

Так что не стоит углубляться в размышления по поводу концепции выставки. Ее задача — демонстрация собрания фонда, в которое с 2003 года, когда фонд был основан, вошло более 2000 работ, — и решена она отлично. Авторы разных поколений, признанные классики, известные мастера и начинающие художники собраны вместе, и работы каждого заметны благодаря прежде всего глазу и интуиции кураторов — владелицы Ruarts Foundation Марианны Сардаровой и арт-директора Катрин Борисов.

Выставочное пространство фонда, по сути, небольшой частный музей со сменной экспозицией. Сейчас самая солидная его часть — третий раздел, где собраны произведения классиков неофициального советского искусства, нонконформистов. Советская родина, ее власть, как известно, обошлась с ними жестко и недальновидно — те, кого не выставляли и порицали, остались в истории отечественного искусства. Каждый художник представлен здесь одной, но характерной работой: Олег Целков — пузыреобразной «Женщиной со свечой», Владимир Яковлев — портретом одинокого цветка, Петр Беленок — лаконичным ночным пейзажем, Лидия Мастеркова — изысканным коллажем «Композиция с дельфином», Михаил Шварцман — загадочной и впечатляющей иературой «Вино изумления». Леонид Соков, главный насмешник соц-арта, в «Двух профилях», как ему свойственно, соединил несоединимое — лица мрачного вождя народов и смеющейся Мэрилин Монро. На примере любой работы этого раздела можно прочесть лекцию о творческом методе ее автора.

Завершает экспозицию монументальное аудиовизуальное сочинение Глеба Конти и Михаила Мясоедова «Вечные ценности». Оно создано специально к открытию фонда Ruarts и трансформирует произведения из его коллекции в череду ярких зрительных и звучащих образов. Можно считать эту впечатляющую высокотехнологичную фреску символом открытости Ruarts к новым формам современного искусства.

Фонд Ruarts
«Мягкая родина»
До 26 сентября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+