Фонд Ruarts обрел родину на Арбате

Выставкой «Мягкая родина» фонд Ruarts открыл новое пространство в Москве. Коллекция фонда включает и классиков нонконформизма, и современных звезд российского искусства

Гости открытия нового пространства фонда Ruarts в Трубниковском переулке. Фото: Ruarts Foundatio
Гости открытия нового пространства фонда Ruarts в Трубниковском переулке.
Фото: Ruarts Foundatio

Новое место обитания фонда Ruarts — обычный c виду московский дом в районе старого Арбата, но внутри зрителей встречают просторный атриум высотой во все пять этажей и монументальная бетонная лестница. На первом этаже — кафе и магазин, последний этаж отдан под лекторий, библиотеку и медиапространство. На выставочных этажах — не ожидаемые стерильно белые залы, а помещения неправильной формы с открытыми коммуникациями на потолке. Приходит на ум, что в таком решении архитектурного бюро «Атриум» Антона Надточия и Веры Бутко кроется метафора искусства, внешне постоянно меняющегося, но сохраняющего внутреннюю связь с прошлым.

Первая вещь, встречающая зрителя на выставке, — «Мягкая родина» Дмитрия Цветкова, огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Она не только дала название выставке, но и характером схожа с показанными на ней работами — они красивы, мастерски сделаны, остроумны, неоднозначны, лишены как пафоса, так и злой иронии.

Посетительница выставки «Мягкая родина». Фото: Ruarts Foundatio
Посетительница выставки «Мягкая родина».
Фото: Ruarts Foundatio

Выставка состоит из трех разделов, каждому отдано по этажу. Первый ближе всего к заявленной теме, он о родине как о стране рождения, о ее непостижимости умом и неизмеримости общим аршином. Об этом «Гимны Московии» Дмитрия Венкова — торжественная видеопанорама столицы, перевернутая вниз небом, вверх тротуарами; похожая на окрашенную сепией фотографию картина Рината Волигамси — деревенский пейзаж с поганками выше крыш на переднем плане; «Москва» Сергея Шаблавина — вписанные в квадраты фрагменты заурядного городского пейзажа, плакатов и вывесок. Большая картина Владимира Потапова из серии «Внутри. Update» — тоже городской пейзаж, наполовину иллюзорный, но очень нежный и нарядный. Это редкая работа в первом разделе, начисто лишенная подтекста. Особняком стоит в зале собранное из бывшей в употреблении фанеры и металлических листов

«Одиночество» Алексея Луки, редкий представитель чистого модернизма нашего времени. Какое отношение к теме родины имеет матерчатый автопортрет Ирины Кориной, трудно сказать, но он такой симпатичный, что никаких вопросов к нему нет.

Посетители выставки «Мягкая родина» в новом пространстве фонда Ruarts. Фото: Ruarts Foundatio
Посетители выставки «Мягкая родина» в новом пространстве фонда Ruarts.
Фото: Ruarts Foundatio

Второй раздел — самый пестрый, яркий и задорный. Его тема — тело человека, его границы. Экспликация к нему написана чрезвычайно серьезно, она уверяет, что авторы работ «провокационно задают табуированные вопросы об идентичности, свободе самоопределения, гендерной бинарности и квир-эстетике». Но почему-то кажется, что авторы такими актуальными сегодня вопросами не задавались. Ни Александр Шишкин-Хокусай, чья фанерная «Девушка в леопардовой шкуре» высотной доминантой держит зал, ни Владислав Мамышев-Монро, изобразивший кинодиву, ни охальник Олег Кулик в постановочной фотографии «Девушка с арбузом» — они не провоцировали, а просто дерзили.

На двухметровых фотографиях обнаженные женщины с сигаретой в накрашенных губах вяжут нескончаемые шарфы, вываливающиеся из снимков и тянущиеся к стоящим перед героинями телевизорам. В этой отвечающей вечно актуальной феминистской повестке инсталляции Виты Буйвид нет обличения, только ирония. И черные линии на обнаженной женской спине на эстетской фотографии Татьяны Либерман вряд ли указывают на телесное притеснение. В «Студентке» классика отечественной фотографии Сергея Борисова девушка с голой грудью стоит на старом автомобиле, самоидентификация — не ее проблема.

Так что не стоит углубляться в размышления по поводу концепции выставки. Ее задача — демонстрация собрания фонда, в которое с 2003 года, когда фонд был основан, вошло более 2000 работ, — и решена она отлично. Авторы разных поколений, признанные классики, известные мастера и начинающие художники собраны вместе, и работы каждого заметны благодаря прежде всего глазу и интуиции кураторов — владелицы Ruarts Foundation Марианны Сардаровой и арт-директора Катрин Борисов.

Основатель фонда Ruarts Марианна Сардарова и арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов. Фото: Ruarts Foundatio
Основатель фонда Ruarts Марианна Сардарова и арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов.
Фото: Ruarts Foundatio

Выставочное пространство фонда, по сути, небольшой частный музей со сменной экспозицией. Сейчас самая солидная его часть — третий раздел, где собраны произведения классиков неофициального советского искусства, нонконформистов. Советская родина, ее власть, как известно, обошлась с ними жестко и недальновидно — те, кого не выставляли и порицали, остались в истории отечественного искусства. Каждый художник представлен здесь одной, но характерной работой: Олег Целков — пузыреобразной «Женщиной со свечой», Владимир Яковлев — портретом одинокого цветка, Петр Беленок — лаконичным ночным пейзажем, Лидия Мастеркова — изысканным коллажем «Композиция с дельфином», Михаил Шварцман — загадочной и впечатляющей иературой «Вино изумления». Леонид Соков, главный насмешник соц-арта, в «Двух профилях», как ему свойственно, соединил несоединимое — лица мрачного вождя народов и смеющейся Мэрилин Монро. На примере любой работы этого раздела можно прочесть лекцию о творческом методе ее автора.

Завершает экспозицию монументальное аудиовизуальное сочинение Глеба Конти и Михаила Мясоедова «Вечные ценности». Оно создано специально к открытию фонда Ruarts и трансформирует произведения из его коллекции в череду ярких зрительных и звучащих образов. Можно считать эту впечатляющую высокотехнологичную фреску символом открытости Ruarts к новым формам современного искусства.

Фонд Ruarts
«Мягкая родина»
До 26 сентября

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности
22.12.2021
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+