18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как фрески воссоздавались из праха

№90
Материал из газеты

В Новгороде Великом открылась для посещения мастерская художников-реставраторов Грековых

Мастерская Александра и Валентины Грековых с 1966 года располагается на территории Новгородского кремля, в здании Судного и Духовного приказов. Именно здесь проводились грандиозные работы по восстановлению разрушенных во время Великой Отечественной войны фресок церкви Преображения (Спаса на Ковалеве). Собор Спасского монастыря близ Новгорода относился к редчайшим памятникам древнерусской культуры: он был построен в 1345 году по заказу боярина Онцифора Жабина и расписан за один летний сезон в 1380-м. Реставрационные работы здесь велись еще до революции. В ходе оборонительных боев в августе 1941 года эта церковь служила опорным плацдармом для частей Красной армии и в результате ожесточенного обстрела со стороны противника была разрушена до пятиметровой высоты.

Храм простоял в руинах до 1962 года, когда по инициативе именитых ученых, среди которых были Виктор Лазарев и Александр Монгайт, началась подготовка к восстановительным работам. В 1965 году руководителем проекта по воссозданию фресок XIV века был назначен Александр Петрович Греков (1909–2000), а Валентина Борисовна Грекова (1931–2019) стала его незаменимой помощницей. Благодаря их труду удалось вернуть первоначальный вид значительной части росписей собора. Греков предложил новую методику реконструкции: при разборе руин церкви ее пол был разделен на участки, и фрагменты фресок сразу раскладывались системно, согласно их расположению на стенах, что существенно облегчало реставраторам задачу. Итогом многолетнего труда стало восстановление 120 композиций древней росписи, 30 из которых были смонтированы на титановых щитах по авторской методике Грековых. Академик Дмитрий Лихачев так писал об их работе: «То, что удалось сделать, — это не только спасти фрески шестисотлетней давности и мирового значения, но и создать новый памятник — терпению и патриотизму тех, кто мужественно противопоставил свой созидательный труд войне, разрушению, фашистскому варварству». В 1989 году супруги были удостоены Государственной премии СССР.

Недавно их мастерская обрела статус музея. В двух ее помещениях сейчас проходит выставка «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве», где представлены воссозданные живописные композиции на тех самых титановых щитах, копии росписей и схемы фрескового ансамбля, созданные в свое время Грековыми. Особый раздел посвящен жизни и деятельности четы реставраторов, в чьих судьбах отразилась трагическая история XX столетия. Между тем реставрационная часть мастерской остается действующей: сегодняшние специалисты продолжают работать над восстановлением фресок. Теперь посетители получили возможность заглянуть и туда, чтобы своими глазами понаблюдать за процессом реставрации древней живописи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+