Как фрески воссоздавались из праха

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

В Новгороде Великом открылась для посещения мастерская художников-реставраторов Грековых

Реставрационная мастерская. Фото: Новгородский музей-заповедник
Реставрационная мастерская.
Фото: Новгородский музей-заповедник

Мастерская Александра и Валентины Грековых с 1966 года располагается на территории Новгородского кремля, в здании Судного и Духовного приказов. Именно здесь проводились грандиозные работы по восстановлению разрушенных во время Великой Отечественной войны фресок церкви Преображения (Спаса на Ковалеве). Собор Спасского монастыря близ Новгорода относился к редчайшим памятникам древнерусской культуры: он был построен в 1345 году по заказу боярина Онцифора Жабина и расписан за один летний сезон в 1380-м. Реставрационные работы здесь велись еще до революции. В ходе оборонительных боев в августе 1941 года эта церковь служила опорным плацдармом для частей Красной армии и в результате ожесточенного обстрела со стороны противника была разрушена до пятиметровой высоты.

Фрагмент восстановленной ковалевской фрески. Фото: Новгородский музей-заповедник
Фрагмент восстановленной ковалевской фрески.
Фото: Новгородский музей-заповедник

Храм простоял в руинах до 1962 года, когда по инициативе именитых ученых, среди которых были Виктор Лазарев и Александр Монгайт, началась подготовка к восстановительным работам. В 1965 году руководителем проекта по воссозданию фресок XIV века был назначен Александр Петрович Греков (1909–2000), а Валентина Борисовна Грекова (1931–2019) стала его незаменимой помощницей. Благодаря их труду удалось вернуть первоначальный вид значительной части росписей собора. Греков предложил новую методику реконструкции: при разборе руин церкви ее пол был разделен на участки, и фрагменты фресок сразу раскладывались системно, согласно их расположению на стенах, что существенно облегчало реставраторам задачу. Итогом многолетнего труда стало восстановление 120 композиций древней росписи, 30 из которых были смонтированы на титановых щитах по авторской методике Грековых. Академик Дмитрий Лихачев так писал об их работе: «То, что удалось сделать, — это не только спасти фрески шестисотлетней давности и мирового значения, но и создать новый памятник — терпению и патриотизму тех, кто мужественно противопоставил свой созидательный труд войне, разрушению, фашистскому варварству». В 1989 году супруги были удостоены Государственной премии СССР.

Фрагмент экспозиции «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве». Фото: Новгородский музей-заповедник
Фрагмент экспозиции «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве».
Фото: Новгородский музей-заповедник

Недавно их мастерская обрела статус музея. В двух ее помещениях сейчас проходит выставка «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве», где представлены воссозданные живописные композиции на тех самых титановых щитах, копии росписей и схемы фрескового ансамбля, созданные в свое время Грековыми. Особый раздел посвящен жизни и деятельности четы реставраторов, в чьих судьбах отразилась трагическая история XX столетия. Между тем реставрационная часть мастерской остается действующей: сегодняшние специалисты продолжают работать над восстановлением фресок. Теперь посетители получили возможность заглянуть и туда, чтобы своими глазами понаблюдать за процессом реставрации древней живописи.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+