Дом, который построил граф

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Полная история самого большого и, возможно, лучшего шотландского здания эпохи Просвещения

Хоуптаун-Хаус. Фото: Wikipedia Commo
Хоуптаун-Хаус.
Фото: Wikipedia Commo

Исследования Хоуптаун-Хауса велись годами, и о нем уже немало написано. Однако в новой монографии сведены вместе все аспекты: история семьи, планировка ландшафта и сада, архитектура дома, интерьеры, включая мебель и убранство помещений, фамильные портреты и в целом коллекция искусства. Каждая глава написана экспертом в своей области — среди авторов можно встретить, например, Джеймса Холлоуэя, экс-директора Национальной портретной галереи, и Кристофа Мартина Фохтгерра, в прошлом директора Собрания Уоллеса, а ныне генерального директора Фонда прусских дворцов и садов. Ведущим автором в разделе архитектуры и одновременно главным действующим лицом в продвижении издания стал Лео Шмидт из Бранденбургского технического университета в немецком Котбусе.

Хоуптаун-Хаус представляет собой величественное строение, возникшее из двух домов. Они поставлены друг к другу задними стенами; оба построены для одного и того же заказчика. Восточная сторона была спроектирована для первого графа Хоуптауна Уильямом Брюсом в 1699 году, это первый в Шотландии пример классической архитектуры, находившейся под влиянием английских образцов периода реставрации Стюартов. Западная построена Уильямом Адамом после 1720 года, и стиль ее уже выглядит театрально-барочным. Обстановка Хоуптаун-Хауса позволяет считать его главным шотландским «улучшенным домом» начала XVIII века.

Countess of Hopetoun, Polly Feversham, Leo Schmidt. Hopetoun, Scotland’s Finest Stately Home. Hirmer. 240 с. На английском языке
Countess of Hopetoun, Polly Feversham, Leo Schmidt. Hopetoun, Scotland’s Finest Stately Home. Hirmer. 240 с. На английском языке

Эта монография стала образцовым исследованием в своей области, хотя, как коллективная работа, она, пожалуй, лишена сильного авторского голоса. Ее главы освещают историю архитектуры Хоуптаун-Хауса, его окружение и коллекции, хранящиеся в доме. Очерки разнообразны и познавательны, несмотря на то что кое-где обнаруживается хаотичность, свойственная независимым исследованиям.

Члены семьи Хоуптаун, владевшие поместьем, были вигами-протестантами и типичными представителями нового правящего класса, который формировался по обе стороны англо-шотландской границы после «Славной революции» 1688 года. Фамильная коллекция живописи итальянских и фламандских мастеров, а также оте­чественных художников размещается на георгианской половине дома. Она пополнялась каждым поколением начиная с 1700 года, особенно после путешествий по Европе второго и третьего графов Хоуптаунов в середине XVIII века. Правда, впоследствии многие лучшие работы были проданы.

Научный том вышел в немецком издательстве Hirmer. До последнего времени подобная иллюстрированная книга могла быть выпущена британскими издателями (если бы ее поддерживали деньгами американские филантропы), но сейчас мы должны быть благодарны издательству Hirmer за то, что оно смогло заполнить лакуну, возникшую в связи со снижением британских образовательных и культурных стандартов. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+