18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом, который построил граф

№90
Материал из газеты

Полная история самого большого и, возможно, лучшего шотландского здания эпохи Просвещения

Исследования Хоуптаун-Хауса велись годами, и о нем уже немало написано. Однако в новой монографии сведены вместе все аспекты: история семьи, планировка ландшафта и сада, архитектура дома, интерьеры, включая мебель и убранство помещений, фамильные портреты и в целом коллекция искусства. Каждая глава написана экспертом в своей области — среди авторов можно встретить, например, Джеймса Холлоуэя, экс-директора Национальной портретной галереи, и Кристофа Мартина Фохтгерра, в прошлом директора Собрания Уоллеса, а ныне генерального директора Фонда прусских дворцов и садов. Ведущим автором в разделе архитектуры и одновременно главным действующим лицом в продвижении издания стал Лео Шмидт из Бранденбургского технического университета в немецком Котбусе.

Хоуптаун-Хаус представляет собой величественное строение, возникшее из двух домов. Они поставлены друг к другу задними стенами; оба построены для одного и того же заказчика. Восточная сторона была спроектирована для первого графа Хоуптауна Уильямом Брюсом в 1699 году, это первый в Шотландии пример классической архитектуры, находившейся под влиянием английских образцов периода реставрации Стюартов. Западная построена Уильямом Адамом после 1720 года, и стиль ее уже выглядит театрально-барочным. Обстановка Хоуптаун-Хауса позволяет считать его главным шотландским «улучшенным домом» начала XVIII века.

Эта монография стала образцовым исследованием в своей области, хотя, как коллективная работа, она, пожалуй, лишена сильного авторского голоса. Ее главы освещают историю архитектуры Хоуптаун-Хауса, его окружение и коллекции, хранящиеся в доме. Очерки разнообразны и познавательны, несмотря на то что кое-где обнаруживается хаотичность, свойственная независимым исследованиям.

Члены семьи Хоуптаун, владевшие поместьем, были вигами-протестантами и типичными представителями нового правящего класса, который формировался по обе стороны англо-шотландской границы после «Славной революции» 1688 года. Фамильная коллекция живописи итальянских и фламандских мастеров, а также оте­чественных художников размещается на георгианской половине дома. Она пополнялась каждым поколением начиная с 1700 года, особенно после путешествий по Европе второго и третьего графов Хоуптаунов в середине XVIII века. Правда, впоследствии многие лучшие работы были проданы.

Научный том вышел в немецком издательстве Hirmer. До последнего времени подобная иллюстрированная книга могла быть выпущена британскими издателями (если бы ее поддерживали деньгами американские филантропы), но сейчас мы должны быть благодарны издательству Hirmer за то, что оно смогло заполнить лакуну, возникшую в связи со снижением британских образовательных и культурных стандартов. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+