18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Метрополитен-музее проходит выставка графики Гойи

№90
Материал из газеты

Выставка «Яркое воображение Гойи в графике» демонстрирует его богатое воображение и мрачный взгляд на человечество

В наши дни не нужно далеко ходить, чтобы встретить чудовищ. Они — среди нас, без масок, вооруженные и не стесняющиеся в выражениях. А вот что сегодня увидишь редко, так это рисунки, на которых эти упрямые твари заслуженно высмеиваются. Раньше у каждой газеты был политический карикатурист, у каждой эпохи был свой бич. Где наши Домье, наши Томасы Насты, наши Хогарты? Зато у нас есть возможность вживую увидеть творения мастера Франсиско де Гойи на актуальной и своевременной выставке его рисунков и офортов в Метрополитен-музее. 

Положение придворного художника, быть может, и повысило социальный статус Гойи, но в то же время под влиянием этой работы у него сформировался чрезвычайно мрачный взгляд на человечество в целом. В некоторых его произведениях материнство показано жестоким, словно палач, а искореженные фигуры изгоев по-своему симпатичны. 

Кроме того, они входят в число самых часто встречающихся образов Гойи. Но это вовсе не значит, что его обращение к сфере фантазии и колдовства хоть сколько-нибудь менее захватывающе. Скорее, наоборот, крылатые черти и плоды воображения — самые будоражащие из всех. И самые безумные.

Судя по всему, Гойя обратился к такому интимному материалу, как бумага, чтобы дать выход своей ярости и подавленности из-за потери слуха. Большая часть произведений в экспозиции, подготовленной куратором Марком Макдональдом, входит в собственное собрание Метрополитен-музея, в том числе изображения боя быков, который Гойя наблюдал в более зрелом возрасте во время добровольного изгнания во Францию, и альбомы, документирующие бытовые неурядицы и ночные ужасы жизни во времена инквизиции. Остальные экспонаты представляют собой избранные вещи из серий «Бедствия войны» и «Капричос», образы которых настолько сильные и яркие, что до сих пор живут в коллективной памяти. И все же одно дело — изучать такие знакомые изображения, как офорт «Сон разума рождает чудовищ», и совсем другое — видеть висящими бок о бок два подготовительных рисунка к нему. Самый ранний, предоставленный на время Музеем Прадо, сияет потусторонним светом, который бросился мне в глаза даже с другого конца набитого битком зала; при ближайшем рассмотрении он оказался потрясающим во всех своих мельчайших подробностях.

По этой выставке все двигаются медленно. И в этом заключается ее главная проблема. Рисунки довольно маленькие, как и залы, где они висят. Даже в условиях ограниченной заполняемости и соблюдения санитарных требований другие тела создают помехи. В день, когда я сходила на выставку, люди в залах были предельно вежливы друг с другом, но их близость настолько нервировала, что было трудно сосредоточиться, а для того, чтобы в вынужденно скупом освещении детально рассмотреть каждую из работ, сосредоточиться крайне необходимо. Потому что в этом заключается удовольствие рассматривания оригиналов, недоступное при перелистывании печатного каталога. При всей остроте комментария Гойи в его работах нет ни одного штриха, ни одной тени, которая не дышала бы практически осязаемой красотой. 

Метрополитен-музей
Яркое воображение Гойи в графике
До 2 мая

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+