«Альфреда Мерлена» ждут тысячи лье на воде и под водой

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Ультрасовременный исследовательский корабль, оснащенный роботами и подводными аппаратами, — это «практически территория Жюля Верна»

Судно «Альфред Мерлен». Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM
Судно «Альфред Мерлен».
Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM

Департамент морской археологии Франции, известный как DRASSM, в начале 2021 года спустил на воду судно «Альфред Мерлен», ставшее новейшим пополнением его узкоспециализированной флотилии. Построенный на судостроительном заводе в городе Ла-Сьота на Лазурном Берегу, этот 46-метровый белоснежный корабль, украшенный синими и красными вертикальными полосами на бортах, сейчас проходит тестирование и должен быть принят в эксплуатацию в мае. Среди прочего на нем имеются кормовой подъемный кран, высота которого достаточна для погрузки небольшой подводной лодки, и капитанский мостик, начиненный новейшими приборами, который называют «мостиком будущего» — une passerelle du futur.

Справка

Альфред Мерлен, человек и корабль

Новое исследовательское судно названо в честь Альфреда Мерлена (1876–1965) — знаменитого французского историка, нумизмата и эпиграфиста, основателя подводной археологии. Он родился в Орлеане. С детства проявлял интерес к истории и географии, что привело его в Рим, где он получил профессиональное образование в престижной Французской школе. Впоследствии Мерлен занял должность директора Управления древностей в Тунисе, где поначалу занимался изучением античного города Дугга. 

В 1907 году исследователь, узнав о появлении на местном рынке артефактов, поднятых со дна моря ловцами губок, организовал подводную археологическую экспедицию в районе деревни Махдия. В результате на глубине около 40 м были обнаружены обломки греческого корабля, затонувшего в начале I века до н.э. За шесть последующих лет со дна было извлечено 1340 уникальных предметов: мраморные ионийские колонны, бронзовые и мраморные статуи, парадные доспехи из бронзы, свинцовые и керамические изделия.

Завершив службу в Тунисе, Альфред Мерлен с 1921 по 1946 год работал хранителем греческих и римских древностей в Лувре. В 1928-м он был избран членом Академии эпиграфики и изящной словесности, постоянным секретарем которой состоял до 1964 года. Удостоен ордена Почетного легиона. Скончался в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем в возрасте 89 лет.

Еще…

«Альфред Мерлен» носит имя французского археолога, который в 1907 году у побережья Туниса провел первые в мире подводные раскопки. Лидирующие позиции в этой сфере Франция сохраняла и впоследствии. В 1966 году по инициативе тогдашнего министра культуры Андре Мальро был учрежден DRASSM — первый на планете специальный департамент, посвященный подводному наследию. Подобный приоритет не покажется удивительным, если принять во внимание, что Франция занимает второе место в мире по площади подводных территорий и европейские воды составляют лишь 5% из них. Таким образом напоминает о себе колониальное прошлое.

Макет судна «Альфред Мерлен». Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM
Макет судна «Альфред Мерлен».
Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM

График работы «Альфреда Мерлена» на 2021 год уже составлен: судно будет проводить исследования в Средиземном море и участвовать в продолжающихся у побережья французского Бреста поисках обломков кораблей «Кордильера» и «Регент», затонувших в XVI веке. Кроме того, «Альфред Мерлен» внесет вклад в поиски невольничьего судна «Лёсден», затонувшего в 1738 году в водах Суринама и Французской Гвианы. Прежде чем покинуть палубу уходящего под воду корабля, члены голландского экипажа заперли в трюме 664 африканских пленника. Установить его местонахождение сегодня важно, поскольку это одновременно и массовое захоронение, и историческое место преступления.

Имевшееся у DRASSM однокорпусное судно «Андре Мальро» на момент его спуска в 2012 году было образцом передового кораблестроения. Директор департамента Мишель Л’Ур рассказывает, что все это время оно пользовалось очень большим спросом. Но уже в 2015 году началась работа над проектом «Альфреда Мерлена», носившим тогда кодовое название Nessie («Несси»), что расшифровывалось как «инициатива нового эффективного исследовательского корабля». В самом этом названии усматривался определенный скептицизм: хотя участники команды вкладывали всю свою фантазию и богатый опыт в образ корабля мечты, они все же не были уверены, что мечта когда-нибудь станет реальностью.

Первые испытания гуманоида «Океан один», разработанного в Стэнфордском университете в 2016 году. Фото: Teddy Seguin/DRASSM
Первые испытания гуманоида «Океан один», разработанного в Стэнфордском университете в 2016 году.
Фото: Teddy Seguin/DRASSM

По словам Л’Ура, «Альфред Мерлен» находится «практически на территории Жюля Верна», где-то между научной фантастикой и историей. Это один из самых крупных кораблей, полностью построенных из композитных материалов, так что заодно он будет служить еще и плавучей лабораторией для наблюдения за ними в долгосрочной перспективе.

Если «Андре Мальро» не способен пересечь Атлантический океан, то «Альфред Мерлен» легко может преодолеть расстояние от Бретани до Ньюфаундленда или, с остановкой на дозаправку на Канарских островах, до Французской Вест-Индии. На корабле есть место для жизни и работы 28 человек на протяжении 10 дней, запас воздуха и газовой смеси для 20 дайверов, системы электронного обнаружения и измерения, новейшие компьютеры и, что самое важное, роботы.

За последнее десятилетие DRASSM в сотрудничестве со Стэнфордским университетом и Университетом Монпелье разработал целую подводную роботокоманду. В нее входят гуманоид «Океан один» (скорее аватар, чем машина, поскольку он управляется находящимся на палубе археологом при помощи тактильного интерфейса, так что, как поясняет Л’Ур, «если „Океан один“ что-нибудь сломает, ответственность все равно на человеке»), пара робототехнических рук, способных выполнять тонкие и точные манипуляции, а также флотилия транспортных средств на дистанционном управлении. В их числе «Иларион», видеограф, способный в режиме реального времени передавать запись оператору, и «Артур», легкий робот, который может погружаться на глубину до 2,5 тыс. м — в 2,5 раза глубже, чем было возможно ранее. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+