«Альфреда Мерлена» ждут тысячи лье на воде и под водой

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Ультрасовременный исследовательский корабль, оснащенный роботами и подводными аппаратами, — это «практически территория Жюля Верна»

Судно «Альфред Мерлен». Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM
Судно «Альфред Мерлен».
Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM

Департамент морской археологии Франции, известный как DRASSM, в начале 2021 года спустил на воду судно «Альфред Мерлен», ставшее новейшим пополнением его узкоспециализированной флотилии. Построенный на судостроительном заводе в городе Ла-Сьота на Лазурном Берегу, этот 46-метровый белоснежный корабль, украшенный синими и красными вертикальными полосами на бортах, сейчас проходит тестирование и должен быть принят в эксплуатацию в мае. Среди прочего на нем имеются кормовой подъемный кран, высота которого достаточна для погрузки небольшой подводной лодки, и капитанский мостик, начиненный новейшими приборами, который называют «мостиком будущего» — une passerelle du futur.

Справка

Альфред Мерлен, человек и корабль

Новое исследовательское судно названо в честь Альфреда Мерлена (1876–1965) — знаменитого французского историка, нумизмата и эпиграфиста, основателя подводной археологии. Он родился в Орлеане. С детства проявлял интерес к истории и географии, что привело его в Рим, где он получил профессиональное образование в престижной Французской школе. Впоследствии Мерлен занял должность директора Управления древностей в Тунисе, где поначалу занимался изучением античного города Дугга. 

В 1907 году исследователь, узнав о появлении на местном рынке артефактов, поднятых со дна моря ловцами губок, организовал подводную археологическую экспедицию в районе деревни Махдия. В результате на глубине около 40 м были обнаружены обломки греческого корабля, затонувшего в начале I века до н.э. За шесть последующих лет со дна было извлечено 1340 уникальных предметов: мраморные ионийские колонны, бронзовые и мраморные статуи, парадные доспехи из бронзы, свинцовые и керамические изделия.

Завершив службу в Тунисе, Альфред Мерлен с 1921 по 1946 год работал хранителем греческих и римских древностей в Лувре. В 1928-м он был избран членом Академии эпиграфики и изящной словесности, постоянным секретарем которой состоял до 1964 года. Удостоен ордена Почетного легиона. Скончался в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем в возрасте 89 лет.

Еще…

«Альфред Мерлен» носит имя французского археолога, который в 1907 году у побережья Туниса провел первые в мире подводные раскопки. Лидирующие позиции в этой сфере Франция сохраняла и впоследствии. В 1966 году по инициативе тогдашнего министра культуры Андре Мальро был учрежден DRASSM — первый на планете специальный департамент, посвященный подводному наследию. Подобный приоритет не покажется удивительным, если принять во внимание, что Франция занимает второе место в мире по площади подводных территорий и европейские воды составляют лишь 5% из них. Таким образом напоминает о себе колониальное прошлое.

Макет судна «Альфред Мерлен». Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM
Макет судна «Альфред Мерлен».
Фото: Stéphane Cavillon/DRASSM

График работы «Альфреда Мерлена» на 2021 год уже составлен: судно будет проводить исследования в Средиземном море и участвовать в продолжающихся у побережья французского Бреста поисках обломков кораблей «Кордильера» и «Регент», затонувших в XVI веке. Кроме того, «Альфред Мерлен» внесет вклад в поиски невольничьего судна «Лёсден», затонувшего в 1738 году в водах Суринама и Французской Гвианы. Прежде чем покинуть палубу уходящего под воду корабля, члены голландского экипажа заперли в трюме 664 африканских пленника. Установить его местонахождение сегодня важно, поскольку это одновременно и массовое захоронение, и историческое место преступления.

Имевшееся у DRASSM однокорпусное судно «Андре Мальро» на момент его спуска в 2012 году было образцом передового кораблестроения. Директор департамента Мишель Л’Ур рассказывает, что все это время оно пользовалось очень большим спросом. Но уже в 2015 году началась работа над проектом «Альфреда Мерлена», носившим тогда кодовое название Nessie («Несси»), что расшифровывалось как «инициатива нового эффективного исследовательского корабля». В самом этом названии усматривался определенный скептицизм: хотя участники команды вкладывали всю свою фантазию и богатый опыт в образ корабля мечты, они все же не были уверены, что мечта когда-нибудь станет реальностью.

Первые испытания гуманоида «Океан один», разработанного в Стэнфордском университете в 2016 году. Фото: Teddy Seguin/DRASSM
Первые испытания гуманоида «Океан один», разработанного в Стэнфордском университете в 2016 году.
Фото: Teddy Seguin/DRASSM

По словам Л’Ура, «Альфред Мерлен» находится «практически на территории Жюля Верна», где-то между научной фантастикой и историей. Это один из самых крупных кораблей, полностью построенных из композитных материалов, так что заодно он будет служить еще и плавучей лабораторией для наблюдения за ними в долгосрочной перспективе.

Если «Андре Мальро» не способен пересечь Атлантический океан, то «Альфред Мерлен» легко может преодолеть расстояние от Бретани до Ньюфаундленда или, с остановкой на дозаправку на Канарских островах, до Французской Вест-Индии. На корабле есть место для жизни и работы 28 человек на протяжении 10 дней, запас воздуха и газовой смеси для 20 дайверов, системы электронного обнаружения и измерения, новейшие компьютеры и, что самое важное, роботы.

За последнее десятилетие DRASSM в сотрудничестве со Стэнфордским университетом и Университетом Монпелье разработал целую подводную роботокоманду. В нее входят гуманоид «Океан один» (скорее аватар, чем машина, поскольку он управляется находящимся на палубе археологом при помощи тактильного интерфейса, так что, как поясняет Л’Ур, «если „Океан один“ что-нибудь сломает, ответственность все равно на человеке»), пара робототехнических рук, способных выполнять тонкие и точные манипуляции, а также флотилия транспортных средств на дистанционном управлении. В их числе «Иларион», видеограф, способный в режиме реального времени передавать запись оператору, и «Артур», легкий робот, который может погружаться на глубину до 2,5 тыс. м — в 2,5 раза глубже, чем было возможно ранее. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+