Бертольдо становится заметнее и понятнее

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Авторы новой монографии говорят о Бертольдо ди Джованни как о самостоятельном скульпторе, важном для эпохи Кватроченто

Бертольдо ди Джованни, Донателло. Святой Иероним. 1465–1466. Фото: Pinacoteca Comunale, Faenza
Бертольдо ди Джованни, Донателло. Святой Иероним. 1465–1466.
Фото: Pinacoteca Comunale, Faenza

Фигура Бертольдо ди Джованни (около 1440 — 1491) — одна из любопытнейших в истории флорентийской скульп­туры. Он известен связями с Донателло, вместе с которым или у которого работал, и с Микеланджело, чьим учителем, предположительно, являлся, будучи хранителем скульп­турного сада Лоренцо ди Медичи на площади у монастыря Сан-Марко. Однако было бы упрощением считать его фигуру слишком мелкой рядом с этими титанами. В чем убеждает нынешняя монография о скульп­торе, самая основательная из всех. Она сопровождала прошлогоднюю выставку в Коллекции Фрика, впервые посвященную этому мастеру, где были собраны почти все его дошедшие до нас произведения.

Их немного — всего около 20. Известно, что Бертольдо работал в разных материалах, но сохранились главным образом произведения в бронзе: статуэтки, большие и малые рельефы, а также набор медалей. Есть и две крупные декоративные работы — рельеф из глазурованной терракоты для портика на вилле Медичи в Поджо-а-Каяно и серия цветных гипсовых рельефов для палаццо делла Герардеска семейства Скала во Флоренции; то и другое создано им в сотрудничестве с коллегами-художниками. И наконец, одна выразительная деревянная фигура святого Иеронима из Городской пинакотеки Фаэнцы, автором которой, вероятно, был или Донателло, или Бертольдо; она внесена в каталог как работа, созданная ими сообща.

«Bertoldo di Giovanni. The Renaissance of Sculpture in Medici Florence» / Aimee Ng, Alexander J. Noelle and Xavier F. Salomon, eds. D. Giles in association with the Frick Colle ion. 496 с. На английском языке. Фото: Gile
«Bertoldo di Giovanni. The Renaissance of Sculpture in Medici Florence» / Aimee Ng, Alexander J. Noelle and Xavier F. Salomon, eds. D. Giles in association with the Frick Colle ion. 496 с. На английском языке.
Фото: Gile

В числе прочего монография включает 14 очерков, написанных ведущими специалистами и дополненных приложением с расшифровкой каждого архивного документа, где содержатся ссылки на материалы о Бертольдо, в том числе на ранее не публиковавшиеся находки. В каждом из этих очерков исследуются отдельные стороны его жизни и творчества. Так, текст Кэролайн Элам посвящен работе Бертольдо в саду скульптур Лоренцо Медичи, очерк Александра Ноэлля и Скотта Нетерсоула — некоторым произведениям в бронзе, в статье Ксавье Саломона говорится о Бертольдо как о медальере, а Эйми Нг рассказывает о его работах в других материалах. Невилл Роули обсуждает второе открытие Бертольдо в конце XIX века неутомимым директором Берлинского музея и государственных собраний искусства Вильгельмом фон Боде, который в 1895 году опубликовал первое подробное описание и каталог работ художника. Взгляд фон Боде на творчество мастера ценен по сей день. 

Бертольдо предстает перед читателем с любопытной стороны: он постоянно переезжает из дома в дом, часто пребывает в долгах и тяжбах. Особый интерес вызывают его связи с Лоренцо Великолепным. В 1474 году священник Джованни ди Антонио, добиваясь платы за жилье, которую задолжал ему Бертольдо, отправил прошение о помощи самому Медичи, поскольку, как он объяснял, все знают, что художник «работает у Лоренцо, и поэтому я не хочу портить с ним отношения».

Несомненно одно: Бертольдо следует судить по его искусству. Он, как выясняется, действительно интересный скульптор, способный достигать монументальности даже в малых масштабах, он отличается замечательным прочтением и толкованием античного мира в новом духе. Произведениям Бертольдо не свойственна показная красивость, но в них присутствуют экспрессивные тенденции его учителя Донателло. Работы Бертольдо обладают внутренней силой, которую, очевидно, признавали и его главный покровитель Лоренцо ди Медичи, и молодой Микеланджело.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+