18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бертольдо становится заметнее и понятнее

№90
Материал из газеты

Авторы новой монографии говорят о Бертольдо ди Джованни как о самостоятельном скульпторе, важном для эпохи Кватроченто

Фигура Бертольдо ди Джованни (около 1440 — 1491) — одна из любопытнейших в истории флорентийской скульп­туры. Он известен связями с Донателло, вместе с которым или у которого работал, и с Микеланджело, чьим учителем, предположительно, являлся, будучи хранителем скульп­турного сада Лоренцо ди Медичи на площади у монастыря Сан-Марко. Однако было бы упрощением считать его фигуру слишком мелкой рядом с этими титанами. В чем убеждает нынешняя монография о скульп­торе, самая основательная из всех. Она сопровождала прошлогоднюю выставку в Коллекции Фрика, впервые посвященную этому мастеру, где были собраны почти все его дошедшие до нас произведения.

Их немного — всего около 20. Известно, что Бертольдо работал в разных материалах, но сохранились главным образом произведения в бронзе: статуэтки, большие и малые рельефы, а также набор медалей. Есть и две крупные декоративные работы — рельеф из глазурованной терракоты для портика на вилле Медичи в Поджо-а-Каяно и серия цветных гипсовых рельефов для палаццо делла Герардеска семейства Скала во Флоренции; то и другое создано им в сотрудничестве с коллегами-художниками. И наконец, одна выразительная деревянная фигура святого Иеронима из Городской пинакотеки Фаэнцы, автором которой, вероятно, был или Донателло, или Бертольдо; она внесена в каталог как работа, созданная ими сообща.

В числе прочего монография включает 14 очерков, написанных ведущими специалистами и дополненных приложением с расшифровкой каждого архивного документа, где содержатся ссылки на материалы о Бертольдо, в том числе на ранее не публиковавшиеся находки. В каждом из этих очерков исследуются отдельные стороны его жизни и творчества. Так, текст Кэролайн Элам посвящен работе Бертольдо в саду скульптур Лоренцо Медичи, очерк Александра Ноэлля и Скотта Нетерсоула — некоторым произведениям в бронзе, в статье Ксавье Саломона говорится о Бертольдо как о медальере, а Эйми Нг рассказывает о его работах в других материалах. Невилл Роули обсуждает второе открытие Бертольдо в конце XIX века неутомимым директором Берлинского музея и государственных собраний искусства Вильгельмом фон Боде, который в 1895 году опубликовал первое подробное описание и каталог работ художника. Взгляд фон Боде на творчество мастера ценен по сей день. 

Бертольдо предстает перед читателем с любопытной стороны: он постоянно переезжает из дома в дом, часто пребывает в долгах и тяжбах. Особый интерес вызывают его связи с Лоренцо Великолепным. В 1474 году священник Джованни ди Антонио, добиваясь платы за жилье, которую задолжал ему Бертольдо, отправил прошение о помощи самому Медичи, поскольку, как он объяснял, все знают, что художник «работает у Лоренцо, и поэтому я не хочу портить с ним отношения».

Несомненно одно: Бертольдо следует судить по его искусству. Он, как выясняется, действительно интересный скульптор, способный достигать монументальности даже в малых масштабах, он отличается замечательным прочтением и толкованием античного мира в новом духе. Произведениям Бертольдо не свойственна показная красивость, но в них присутствуют экспрессивные тенденции его учителя Донателло. Работы Бертольдо обладают внутренней силой, которую, очевидно, признавали и его главный покровитель Лоренцо ди Медичи, и молодой Микеланджело.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+