Бертольдо становится заметнее и понятнее

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Авторы новой монографии говорят о Бертольдо ди Джованни как о самостоятельном скульпторе, важном для эпохи Кватроченто

Бертольдо ди Джованни, Донателло. Святой Иероним. 1465–1466. Фото: Pinacoteca Comunale, Faenza
Бертольдо ди Джованни, Донателло. Святой Иероним. 1465–1466.
Фото: Pinacoteca Comunale, Faenza

Фигура Бертольдо ди Джованни (около 1440 — 1491) — одна из любопытнейших в истории флорентийской скульп­туры. Он известен связями с Донателло, вместе с которым или у которого работал, и с Микеланджело, чьим учителем, предположительно, являлся, будучи хранителем скульп­турного сада Лоренцо ди Медичи на площади у монастыря Сан-Марко. Однако было бы упрощением считать его фигуру слишком мелкой рядом с этими титанами. В чем убеждает нынешняя монография о скульп­торе, самая основательная из всех. Она сопровождала прошлогоднюю выставку в Коллекции Фрика, впервые посвященную этому мастеру, где были собраны почти все его дошедшие до нас произведения.

Их немного — всего около 20. Известно, что Бертольдо работал в разных материалах, но сохранились главным образом произведения в бронзе: статуэтки, большие и малые рельефы, а также набор медалей. Есть и две крупные декоративные работы — рельеф из глазурованной терракоты для портика на вилле Медичи в Поджо-а-Каяно и серия цветных гипсовых рельефов для палаццо делла Герардеска семейства Скала во Флоренции; то и другое создано им в сотрудничестве с коллегами-художниками. И наконец, одна выразительная деревянная фигура святого Иеронима из Городской пинакотеки Фаэнцы, автором которой, вероятно, был или Донателло, или Бертольдо; она внесена в каталог как работа, созданная ими сообща.

«Bertoldo di Giovanni. The Renaissance of Sculpture in Medici Florence» / Aimee Ng, Alexander J. Noelle and Xavier F. Salomon, eds. D. Giles in association with the Frick Colle ion. 496 с. На английском языке. Фото: Gile
«Bertoldo di Giovanni. The Renaissance of Sculpture in Medici Florence» / Aimee Ng, Alexander J. Noelle and Xavier F. Salomon, eds. D. Giles in association with the Frick Colle ion. 496 с. На английском языке.
Фото: Gile

В числе прочего монография включает 14 очерков, написанных ведущими специалистами и дополненных приложением с расшифровкой каждого архивного документа, где содержатся ссылки на материалы о Бертольдо, в том числе на ранее не публиковавшиеся находки. В каждом из этих очерков исследуются отдельные стороны его жизни и творчества. Так, текст Кэролайн Элам посвящен работе Бертольдо в саду скульптур Лоренцо Медичи, очерк Александра Ноэлля и Скотта Нетерсоула — некоторым произведениям в бронзе, в статье Ксавье Саломона говорится о Бертольдо как о медальере, а Эйми Нг рассказывает о его работах в других материалах. Невилл Роули обсуждает второе открытие Бертольдо в конце XIX века неутомимым директором Берлинского музея и государственных собраний искусства Вильгельмом фон Боде, который в 1895 году опубликовал первое подробное описание и каталог работ художника. Взгляд фон Боде на творчество мастера ценен по сей день. 

Бертольдо предстает перед читателем с любопытной стороны: он постоянно переезжает из дома в дом, часто пребывает в долгах и тяжбах. Особый интерес вызывают его связи с Лоренцо Великолепным. В 1474 году священник Джованни ди Антонио, добиваясь платы за жилье, которую задолжал ему Бертольдо, отправил прошение о помощи самому Медичи, поскольку, как он объяснял, все знают, что художник «работает у Лоренцо, и поэтому я не хочу портить с ним отношения».

Несомненно одно: Бертольдо следует судить по его искусству. Он, как выясняется, действительно интересный скульптор, способный достигать монументальности даже в малых масштабах, он отличается замечательным прочтением и толкованием античного мира в новом духе. Произведениям Бертольдо не свойственна показная красивость, но в них присутствуют экспрессивные тенденции его учителя Донателло. Работы Бертольдо обладают внутренней силой, которую, очевидно, признавали и его главный покровитель Лоренцо ди Медичи, и молодой Микеланджело.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+