Утопии наяву

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Выставка «Архитопия» в отеле Ararat Park Hyatt Moscow расскажет о том, как несбывшиеся мечты архитекторов начала прошлого века могли бы быть реализованы в современной Москве

Андрей Шатилов. Мост и Чернихов. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Андрей Шатилов. Мост и Чернихов. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Один из главных люксовых отелей столицы Ararat Park Hyatt Moscow в сотрудничестве с The Gallery организует художественную выставку «Архитопия», которая знакомит зрителей с грандиозными, но так и не реализованными проектами известных архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Ее кураторы хотят дать этим зданиям шанс ожить в современном городском ландшафте, пусть и только на холсте. Внимание Ararat Park Hyatt Moscow к этой теме понятно: отель расположен в самом центре города в окружении главных исторических достопримечательностей и интересно представить себе, какое окружение у него было бы, если бы советское правительство воплотило в жизнь все свои градостроительные идеи.

Архитектурные проекты времен СССР, которые переосмыслены современными художниками и будут показаны на предстоящей выставке, весьма амбициозны. В них отразилась идея «нового Рима», советской «империи», ориентировавшейся на классическое наследие Античности.

Анна Тагути. Красный Октябрь. Дом книги. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Анна Тагути. Красный Октябрь. Дом книги. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

На выставке можно будет увидеть новое воплощение нескольких несбывшихся архитектурных начинаний. К примеру, самый смелый и масштабный проект эпохи СССР — Дворец Советов, который должен был стать центром новой, советской Москвы. Воздвигнуть колосс, символизирующий победу социализма, решили на месте храма Христа Спасителя, который для этого стерли с лица земли умелые взрывотехники в 1931 году. Сохранились эскизы множества вариантов Дворца Советов, на проект которого был объявлен международный конкурс, а участвовал в нем даже Корбюзье. Самым впечатляющим стал победивший проект Бориса Иофана. Он предполагал, что здание будет достигать в высоту невероятных для своего времени 415 м, то есть будет выше самых высоких на тот момент сооружений в мире — Эйфелевой башни в Париже и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По плану дворец венчала статуя Ленина высотой 100 м. Фундамент сооружения был завершен к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны стройку заморозили. В конце 1950-х под дворец решили отдать другой участок, уже гораздо дальше от центра, на юго-западе. Но ни одному из проектов дворца не суждено было быть реализованным. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов на «Кропоткинской» открылся легендарный бассейн «Москва», просуществовавший вплоть до 1990-х, когда был восстановлен храм Христа Спасителя.

Кирилл Котешов. Здание Наркомтяжпрома. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Кирилл Котешов. Здание Наркомтяжпрома. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Еще один экспонат с выставки «Архитопия» — огромная гостиница в Зарядье на 2,7 тыс. мест с самой высокой технической оснащенностью того времени. По замыслу главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина 32-этажное здание высотой 275 м должно было стать одной из доминант в силуэте центра города. Но стало последней из заложенных в честь 800-летия столицы сталинских высоток, на месте которой в итоге выросла гостиница «Россия», гораздо более сдержанная, если не сказать скучная, в архитектурном исполнении.

На «Архитопии» покажут и Центральный дом «Аэрофлота» — другой несостоявшийся проект Дмитрия Чечулина. Возведение величественного здания, где разместились бы все учреждения «Аэрофлота», планировалось на площади у Белорусского вокзала. Сохранились эскизы Чечулина: здание имело аэродинамическую форму, предполагался портал со скульптурными фигурами героев-летчиков. Знаменитый советский скульптор Иван Шадр должен был отвечать за художественное оформление. Интересно, что частично к проекту Центрального дома «Аэрофлота» вернулись при строительстве Дома Советов РСФСР (теперь Дом правительства — Белый дом) на Краснопресненской набережной.

Андрей Шатилов. Посвящение Татлину. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Андрей Шатилов. Посвящение Татлину. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Остался неосуществленным и замысел здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади, на месте бывших Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Конкурс на его проект стал вторым по значимости после конкурса Дворца Советов. На суд жюри было представлено 12 грандиозных предложений, в том числе от таких гениев авангарда, как Константин Мельников и Иван Леонидов. Первый этап конкурса посчитали неудачным, хотя гигантский размах мельниковского проекта был вполне в духе пресловутого сооружения с устремленным в небо Лениным. Второй тур конкурса тоже не удовлетворил запросы Наркомтяжпрома, и ближайший к Кремлю участок земли сохранил свой облик с расположенным на нем комплексом торговых рядов в стиле классицизм.

Анна Тагути. Дворец Советов. Кремль. 2021. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Анна Тагути. Дворец Советов. Кремль. 2021.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Помимо проектов грандиозных архитектурных  комплексов, советская эпоха породила и совсем фантастические идеи, которые и сегодня кажутся далеким будущим,  — знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина и зависшие в воздухе «Летающие города» Георгия Крутикова. 

Среди представленных на «Архитопии» также будут Дом книги, Арка героев, Дворец техники и многие другие проекты, оставшиеся на бумаге или же реализованные гораздо скромнее. Выставка откроется для посетителей 22 апреля. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+