Утопии наяву

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Выставка «Архитопия» в отеле Ararat Park Hyatt Moscow расскажет о том, как несбывшиеся мечты архитекторов начала прошлого века могли бы быть реализованы в современной Москве

Андрей Шатилов. Мост и Чернихов. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Андрей Шатилов. Мост и Чернихов. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Один из главных люксовых отелей столицы Ararat Park Hyatt Moscow в сотрудничестве с The Gallery организует художественную выставку «Архитопия», которая знакомит зрителей с грандиозными, но так и не реализованными проектами известных архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Ее кураторы хотят дать этим зданиям шанс ожить в современном городском ландшафте, пусть и только на холсте. Внимание Ararat Park Hyatt Moscow к этой теме понятно: отель расположен в самом центре города в окружении главных исторических достопримечательностей и интересно представить себе, какое окружение у него было бы, если бы советское правительство воплотило в жизнь все свои градостроительные идеи.

Архитектурные проекты времен СССР, которые переосмыслены современными художниками и будут показаны на предстоящей выставке, весьма амбициозны. В них отразилась идея «нового Рима», советской «империи», ориентировавшейся на классическое наследие Античности.

Анна Тагути. Красный Октябрь. Дом книги. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Анна Тагути. Красный Октябрь. Дом книги. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

На выставке можно будет увидеть новое воплощение нескольких несбывшихся архитектурных начинаний. К примеру, самый смелый и масштабный проект эпохи СССР — Дворец Советов, который должен был стать центром новой, советской Москвы. Воздвигнуть колосс, символизирующий победу социализма, решили на месте храма Христа Спасителя, который для этого стерли с лица земли умелые взрывотехники в 1931 году. Сохранились эскизы множества вариантов Дворца Советов, на проект которого был объявлен международный конкурс, а участвовал в нем даже Корбюзье. Самым впечатляющим стал победивший проект Бориса Иофана. Он предполагал, что здание будет достигать в высоту невероятных для своего времени 415 м, то есть будет выше самых высоких на тот момент сооружений в мире — Эйфелевой башни в Париже и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По плану дворец венчала статуя Ленина высотой 100 м. Фундамент сооружения был завершен к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны стройку заморозили. В конце 1950-х под дворец решили отдать другой участок, уже гораздо дальше от центра, на юго-западе. Но ни одному из проектов дворца не суждено было быть реализованным. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов на «Кропоткинской» открылся легендарный бассейн «Москва», просуществовавший вплоть до 1990-х, когда был восстановлен храм Христа Спасителя.

Кирилл Котешов. Здание Наркомтяжпрома. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Кирилл Котешов. Здание Наркомтяжпрома. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Еще один экспонат с выставки «Архитопия» — огромная гостиница в Зарядье на 2,7 тыс. мест с самой высокой технической оснащенностью того времени. По замыслу главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина 32-этажное здание высотой 275 м должно было стать одной из доминант в силуэте центра города. Но стало последней из заложенных в честь 800-летия столицы сталинских высоток, на месте которой в итоге выросла гостиница «Россия», гораздо более сдержанная, если не сказать скучная, в архитектурном исполнении.

На «Архитопии» покажут и Центральный дом «Аэрофлота» — другой несостоявшийся проект Дмитрия Чечулина. Возведение величественного здания, где разместились бы все учреждения «Аэрофлота», планировалось на площади у Белорусского вокзала. Сохранились эскизы Чечулина: здание имело аэродинамическую форму, предполагался портал со скульптурными фигурами героев-летчиков. Знаменитый советский скульптор Иван Шадр должен был отвечать за художественное оформление. Интересно, что частично к проекту Центрального дома «Аэрофлота» вернулись при строительстве Дома Советов РСФСР (теперь Дом правительства — Белый дом) на Краснопресненской набережной.

Андрей Шатилов. Посвящение Татлину. 2020. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Андрей Шатилов. Посвящение Татлину. 2020.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Остался неосуществленным и замысел здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади, на месте бывших Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Конкурс на его проект стал вторым по значимости после конкурса Дворца Советов. На суд жюри было представлено 12 грандиозных предложений, в том числе от таких гениев авангарда, как Константин Мельников и Иван Леонидов. Первый этап конкурса посчитали неудачным, хотя гигантский размах мельниковского проекта был вполне в духе пресловутого сооружения с устремленным в небо Лениным. Второй тур конкурса тоже не удовлетворил запросы Наркомтяжпрома, и ближайший к Кремлю участок земли сохранил свой облик с расположенным на нем комплексом торговых рядов в стиле классицизм.

Анна Тагути. Дворец Советов. Кремль. 2021. Фото: Ararat Park Hyatt Moscow
Анна Тагути. Дворец Советов. Кремль. 2021.
Фото: Ararat Park Hyatt Moscow

Помимо проектов грандиозных архитектурных  комплексов, советская эпоха породила и совсем фантастические идеи, которые и сегодня кажутся далеким будущим,  — знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина и зависшие в воздухе «Летающие города» Георгия Крутикова. 

Среди представленных на «Архитопии» также будут Дом книги, Арка героев, Дворец техники и многие другие проекты, оставшиеся на бумаге или же реализованные гораздо скромнее. Выставка откроется для посетителей 22 апреля. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+