18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Забытый ученик Филонова, аналитик и фантазер

ГМИСПб
ГМИСПб

Выставка Николая Евграфова из петербургских музеев и частных собраний двух столиц — тот редкий случай, когда юбилейный проект уместен. В Энциклопедии русского авангарда художнику отведено пять иллюстраций, у него до сих пор не было ни одной персональной выставки. Вне профессионального круга исследователей русского искусства ХХ века Евграфов не известен, литература о нем невелика. Евграфов родился в Петербурге, по другим сведениям — в Нижнем Новгороде. Окончил в этих городах художественные техникумы. Был вольнослушателем ВХУТЕИНа в Петрограде, входил в группу «Мастера аналитического искусства» Павла Филонова. Погиб в самом начале Великой Отечественной войны.

Куратор выставки Анна Мудрова отказалась от хронологического показа небольшого наследия Евграфова. Задача проекта — обозначить, как «аналитика» повлияла на его творчество. Семья во дворе — еще очень близко к Филонову. Кафе выглядит как эскиз панно, персонажи «аналитично» расставлены по плоскости картины: человек с гитарой, танцующая пара, одна дама за роялем, другая поливает цветы. Дети и самолет и Осоавиахимовка напоминают об опытах Александра Дейнеки. Колхозники выдают коллективизацию глазами человека, очень далекого от серпа и плуга. В импрессионистичной картине Праздник на Кировских островах (1941), среди пышной зелени роится радостная человеческая масса. Эта картина входит в серию Карнавал, над которой художник работал в последние годы жизни. Праздник специально отреставрирован для выставки.

Самое же интересное на выставке — эскизы костюмов к постановке Ревизора. Ее единственный показ состоялся в 1927 году во время работы выставки МАИ в Доме печати в Ленинграде. Сохранилось пять эскизов, выставлено три: Городничиха; Смотритель училищ Хлопов; Попечитель богоугодных заведений Земляника. Остальные два — Жандарм и Почтмейстер Шпекин — воссозданы в виде костюмов из бумаги. Евграфов соединил в своих эскизах филоновскую аскетичность и вахтанговскую театральную фантазийность.

Картины филоновского периода Третий лишний и Тракторный завод показаны рядом с текстами писем Филонова к Евграфову, который был направлен в творческую командировку в деревню Войсковицы Петроградской губернии. Мэтр наставляет ученика: «...Чтобы один объект говорил о многих, какой бы это ни был (лицо кузнеца, например, или наковальня и молот, молотилка, лошадь или связка соломы и курица). Ни одного сырого куска... Максимум выдержки». Евграфов проявил выдержку и заслужил место в энциклопедиях.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+