Место под звездами

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Размышление о глубинах космоса в коллекции высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, особенно актуальной в апреле, когда все отмечают 60-летие полета Юрия Гагарина

Брошь Saturne. Белое и желтое золото, бриллианты. Фото: Van Cleef & Arpel
Брошь Saturne. Белое и желтое золото, бриллианты.
Фото: Van Cleef & Arpel

Французский ювелирный Дом Van Cleef & Arpels создает свою вселенную: россыпи небесных светил из драгоценных камней, туманности декоративных орнаментов и созвездия секретов мастерства. В новой коллекции высокого ювелирного искусства Sous les étoiles (фр. «Под звездами») раскрывается поэтическое прочтение космоса. Мечтательное настроение мастера Van Cleef & Arpels искали в разных источниках: в сатире о путешествии на Луну «Правдивая история» античного писателя Лукиана из Самосаты, в научно-фантастическом произведении «Сон, или Лунная астрономия» Иоганна Кеплера, в иллюстрациях к книге «Популярная астрономия» французского писателя и популяризатора науки Камиля Фламмариона, а также вдохновлялись современными снимками космоса.

Звездное небо, воспетое художниками, астрономами и писателями, издавна волновало ювелирный Дом. Первая работа, посвященная космической тематике, датируется 1907 годом. Это была брошь в форме звезды, усыпанная жемчугом и бриллиантами. Около 100 лет назад был создан портсигар с черной эмалью, передающий эффекты ночного звездного неба. В 30-х годах ХХ века Дом перешел от фигуративных интерпретаций к четким, геометричным стилизованным формам в коллекции Pylônes. В конце 1960-х Van Cleef & Arpels очаровывается космическими достижениями и первой успешной высадкой человека на Луну в составе экипажа «Аполлона-11» и создает подвеску Pendentif Lune из текстурированного золота, имитирующего кратеры спутника нашей планеты. Десять лет назад вышла коллекция высокого ювелирного искусства Les voyages extraordinaires, вдохновленная романом Жюля Верна «С Земли на Луну».

Колье Halley. Белое и желтое золото, бриллианты, желтые бриллианты, один ярко-желтый бриллиант грушевидной формы. Фото: Van Cleef & Arpel
Колье Halley. Белое и желтое золото, бриллианты, желтые бриллианты, один ярко-желтый бриллиант грушевидной формы.
Фото: Van Cleef & Arpel

Коллекция Sous les étoiles продолжает космическую тему 150 произведениями Haute Joaillerie. Дом демонстрирует богатство цветовой драгоценной палитры, словно взятой с современных снимков космических глубин, переводит физические явления на язык ювелирного искусства и выразительно рассказывает об астрономических явлениях. 

Колье Nuée d’émeraudes было вдохновлено движением кометы Туттля — Джакобини — Кресака, сине-зеленое свечение которой иногда можно наблюдать на небосводе. В украшении индивидуально ограненные изумруды, сапфиры и бриллианты рассыпаются графичными лучами.

Миры, освещенные несколькими солнцами. Иллюстрация VII из книги «Популярная астрономия» Камиля Фламмариона. Фото: Van Cleef & Arpel
Миры, освещенные несколькими солнцами. Иллюстрация VII из книги «Популярная астрономия» Камиля Фламмариона.
Фото: Van Cleef & Arpel

Колье-трансформер Céphéide посвящено желтым сверхгигантам, которые светят намного ярче нашего Солнца. Класс этих звезд, цефеиды, поэтически называют маяками Вселенной, поскольку благодаря им астрономы могут определять расстояния от нас до других галактик. Эти звезды меняют яркость благодаря радиальной пульсации: при сжатии их атмосфера разогревается, а при расширении остывает. Это физическое явление ювелиры Van Cleef & Arpels блистательно обыграли в колье с помощью двухцветного танзанита багетной огранки, цвета которого плавно перетекают от синего к фиолетовому. Колье декорировано 11 кабошонами из халцедона общим весом 159,72 карата.

Небесную пару Земля — Луна ювелирный Дом воспевает в браслете Terre et Lune. Дуэт представлен в виде двух сфер. Наша голубая планета усыпана сапфирами в фирменной невидимой закрепке Serti Mystérieux. Использование такого варианта оправы на округлом каркасе требует особого мастерства, поэтому дополнительно была скорректирована огранка каждого камня, чтобы их форма точно соответствовала изогнутым линиям крепления, а также чтобы камень полностью закрывал металл. Рядом с драгоценным воплощением Земли переливается бриллиантовая Луна. Ее рельефная поверхность искрится благодаря перевернутой установке бриллиантов «шипами вверх».

Брошь Déesse Neptune. Белое и желтое золото, бриллианты, сапфиры, лазурит. Фото: Van Cleef & Arpel
Брошь Déesse Neptune. Белое и желтое золото, бриллианты, сапфиры, лазурит.
Фото: Van Cleef & Arpel

В коллекции Sous les étoiles также присутствуют традиционные для Дома мотивы. Броши Déesse Neptune, Déesse Mercure и Fée Cassiopée дополнили узнаваемый пантеон балерин и фей, впервые появившихся во вселенной Van Cleef & Arpels в 1940-х. Украшение Fée Cassiopée названо по мотивам древнегреческого мифа об эфиопской царице, матери Андромеды. В украшении Кассиопея предстает в образе феи, платье которой усыпано бриллиантами, синими и фиолетовыми сапфирами, словно звездной пылью. Лица женских фигурок Déesse Neptune и Déesse Mercure по традиции украшены бриллиантами грушевидной формы, которые венчают головные уборы. 

В коллекцию также вошли произведения высокого часового искусства. Часы Planetarium отражают на циферблате траектории движения Меркурия, Венеры и Земли вокруг Солнца благодаря эксклюзивному часовому модулю, разработанному совместно с одним из самых известных нидерландских часовщиков Кристианом ван дер Клау. Круговая индикация падающей звезды служит поэтичным отображением времени. Часы оснащены автоматическим механизмом, произведенным в Швейцарии. Объемный браслет часов усыпан сапфирами, спессартинами и бриллиантами. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+