18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Место под звездами

№90
Материал из газеты

Размышление о глубинах космоса в коллекции высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, особенно актуальной в апреле, когда все отмечают 60-летие полета Юрия Гагарина

Французский ювелирный Дом Van Cleef & Arpels создает свою вселенную: россыпи небесных светил из драгоценных камней, туманности декоративных орнаментов и созвездия секретов мастерства. В новой коллекции высокого ювелирного искусства Sous les étoiles (фр. «Под звездами») раскрывается поэтическое прочтение космоса. Мечтательное настроение мастера Van Cleef & Arpels искали в разных источниках: в сатире о путешествии на Луну «Правдивая история» античного писателя Лукиана из Самосаты, в научно-фантастическом произведении «Сон, или Лунная астрономия» Иоганна Кеплера, в иллюстрациях к книге «Популярная астрономия» французского писателя и популяризатора науки Камиля Фламмариона, а также вдохновлялись современными снимками космоса.

Звездное небо, воспетое художниками, астрономами и писателями, издавна волновало ювелирный Дом. Первая работа, посвященная космической тематике, датируется 1907 годом. Это была брошь в форме звезды, усыпанная жемчугом и бриллиантами. Около 100 лет назад был создан портсигар с черной эмалью, передающий эффекты ночного звездного неба. В 30-х годах ХХ века Дом перешел от фигуративных интерпретаций к четким, геометричным стилизованным формам в коллекции Pylônes. В конце 1960-х Van Cleef & Arpels очаровывается космическими достижениями и первой успешной высадкой человека на Луну в составе экипажа «Аполлона-11» и создает подвеску Pendentif Lune из текстурированного золота, имитирующего кратеры спутника нашей планеты. Десять лет назад вышла коллекция высокого ювелирного искусства Les voyages extraordinaires, вдохновленная романом Жюля Верна «С Земли на Луну».

Коллекция Sous les étoiles продолжает космическую тему 150 произведениями Haute Joaillerie. Дом демонстрирует богатство цветовой драгоценной палитры, словно взятой с современных снимков космических глубин, переводит физические явления на язык ювелирного искусства и выразительно рассказывает об астрономических явлениях. 

Колье Nuée d’émeraudes было вдохновлено движением кометы Туттля — Джакобини — Кресака, сине-зеленое свечение которой иногда можно наблюдать на небосводе. В украшении индивидуально ограненные изумруды, сапфиры и бриллианты рассыпаются графичными лучами.

Колье-трансформер Céphéide посвящено желтым сверхгигантам, которые светят намного ярче нашего Солнца. Класс этих звезд, цефеиды, поэтически называют маяками Вселенной, поскольку благодаря им астрономы могут определять расстояния от нас до других галактик. Эти звезды меняют яркость благодаря радиальной пульсации: при сжатии их атмосфера разогревается, а при расширении остывает. Это физическое явление ювелиры Van Cleef & Arpels блистательно обыграли в колье с помощью двухцветного танзанита багетной огранки, цвета которого плавно перетекают от синего к фиолетовому. Колье декорировано 11 кабошонами из халцедона общим весом 159,72 карата.

Небесную пару Земля — Луна ювелирный Дом воспевает в браслете Terre et Lune. Дуэт представлен в виде двух сфер. Наша голубая планета усыпана сапфирами в фирменной невидимой закрепке Serti Mystérieux. Использование такого варианта оправы на округлом каркасе требует особого мастерства, поэтому дополнительно была скорректирована огранка каждого камня, чтобы их форма точно соответствовала изогнутым линиям крепления, а также чтобы камень полностью закрывал металл. Рядом с драгоценным воплощением Земли переливается бриллиантовая Луна. Ее рельефная поверхность искрится благодаря перевернутой установке бриллиантов «шипами вверх».

В коллекции Sous les étoiles также присутствуют традиционные для Дома мотивы. Броши Déesse Neptune, Déesse Mercure и Fée Cassiopée дополнили узнаваемый пантеон балерин и фей, впервые появившихся во вселенной Van Cleef & Arpels в 1940-х. Украшение Fée Cassiopée названо по мотивам древнегреческого мифа об эфиопской царице, матери Андромеды. В украшении Кассиопея предстает в образе феи, платье которой усыпано бриллиантами, синими и фиолетовыми сапфирами, словно звездной пылью. Лица женских фигурок Déesse Neptune и Déesse Mercure по традиции украшены бриллиантами грушевидной формы, которые венчают головные уборы. 

В коллекцию также вошли произведения высокого часового искусства. Часы Planetarium отражают на циферблате траектории движения Меркурия, Венеры и Земли вокруг Солнца благодаря эксклюзивному часовому модулю, разработанному совместно с одним из самых известных нидерландских часовщиков Кристианом ван дер Клау. Круговая индикация падающей звезды служит поэтичным отображением времени. Часы оснащены автоматическим механизмом, произведенным в Швейцарии. Объемный браслет часов усыпан сапфирами, спессартинами и бриллиантами. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+