18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

№90
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью

Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий» посвящена царствованию Ивана Грозного и одному из самых драматичных периодов русской истории — Смутному времени. Она состоит из двух частей. В выставочном зале Патриаршего дворца размещается экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Первый экспонат здесь — икона Богоматери Одигитрии, названная «Иоасафовской» по имени митрополита Иосифа. Предполагается, что ее преподнесли во младенчестве будущему царю Ивану IV при его крещении в 1530 году. Большинство показанных в этой части выставки предметов связано с его жизнью, в том числе личной. В мастерской его первой жены Анастасии Романовны были созданы прекрасные вещи лицевого шитья, в том числе покров на раку митрополита Ионы в кремлевском Успенском соборе. Большое золотое блюдо с изображением двуглавого орла — свадебный подарок второй жене, Марии Темрюковне. Кубок из венецианского стекла был вложен в захоронение Марфы Собакиной, прожившей в браке с царем две недели.

Икона Иоанна Лествичника, написанная на доске высотой, равной росту новорожденного сына Грозного Ивана (46 см), положила начало традиции мерных икон. Очень красивы два вышитых покровца и воздух — вклад младшего сына Грозного, царя Федора Иоанновича, и его жены Ирины в Чудов монастырь. Они не оставили наследника, и династия Рюриковичей закончилась, на престол взошел Борис Годунов.

В Успенской звоннице размещена вторая часть выставки — «Dеmеtrius imperator — Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». Представленные здесь экспонаты иллюстрируют события, связанные с самозванцем, выдававшим себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Начиная со смерти самого царевича в Угличе и заканчивая перенесением через 15 лет его мощей в Москву. Кем был на самом деле человек, 11 месяцев просидевший на русском престоле, неизвестно (Григорием Отрепьевым назвал его Годунов). Зато по недавно обнаруженному в библиотеке Дармштадта акварельному портрету можно представить, как он выглядел. В музее сохранились фрагменты доспехов самозванца и его письмо покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, в котором он описал собственную коронацию. О печальном конце грандиозной авантюры свидетельствует реестр драгоценных вещей, захваченных боярами после убийства Лже­дмитрия I у его жены Марины Мнишек и ее отца. 

Музеи Московского Кремля
Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий
6 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+