18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покровительницы женщин в искусстве сами оказались не у дел

№89
Материал из газеты

Некоммерческий фонд, осуществивший во Флоренции 70 реставрационных проектов, закрывается из-за недостатка средств

Однажды в Музее Сан-Марко во Флоренции американка Джейн Форчун заметила, что «Оплакивание со святыми» отчаянно нуждается в реставрации. Картину эту написал вовсе не Фра Анджелико, прославивший упомянутую обитель, а малоизвестная монахиня и художница XVI века Плаутилла Нелли. На тот момент, в 2006 году, было известно лишь о трех произведениях, подписанных ею. Форчун, жившая тогда во Флоренции, решила спонсировать реставрацию «Оплакивания».

Именно этот проект вдохновил меценатку на создание Фонда продвижения творчества художников-женщин (Advancing Women Artists foundation) — американской некоммерческой организации, которая разыскивает, реставрирует и показывает публике работы флорентийских художниц. За минувшие годы фонд отреставрировал 70 произведений искусства, созданных в период с XVI по XX век и хранящихся большей частью в государственных музеях; среди них — работы Артемизии Джентилески, Маризы Мори, Адрианы Пинкерле и Элизабет Шаплен. А последним проектом фонда станет реставрация пары монументальных овальных полотен художницы XVIII века Виоланте Феррони. После того как в мае 2021 года их вернут госпиталю Сан-Джованни ди Дио, организация прекратит свое существование из-за нехватки средств.

Когда-то, на первых порах, Джейн Форчун изучала литературу и составляла своего рода wish list, который стремительно разросся после того, как они с директором фонда Линдой Фальконе стали обходить городские музеи, спрашивая у директоров, какие вещи в их коллекциях нуждаются в реставрации. «Ни у меня, ни у Джейн не было искусствоведческого образования, так что выглядело это весьма необычно, — говорит Фальконе. — Не то чтобы мы действовали не по правилам — мы попросту не знали правил».

Выявив произведения, которым удалось попасть в государственные коллекции, но не в историю искусства, фонд взялся за всесторонний процесс реставрации. «Мы стремились не только восстановить красочный слой картины, — объясняет Фальконе, — но и реконструировать личность художницы вместе с ее наследием». В этих целях фонд финансировал профессиональные фотосъемки, исследования, издание книг, чтение лекций и проведение выставок — часто сов­местно с музеями города. Плаутилла Нелли — яркий пример успеха: всего за десятилетие число атрибутированных ей работ выросло до 17-ти.

В 2019 году фонд договорился о размещении после десятилетней реставрации самой большой из картин Нелли, семиметровой «Тайной вечери», в постоянной экспозиции музея при базилике Санта-Мария Новелла. Для Форчун завершение этой реставрации стало финальной точкой в ее меценатстве. Еще в 2017 году она объявила, что перестанет финансово поддерживать фонд после того, как шедевр Нелли окажется в музее; год спустя она умерла.

«Думаю, это показательная история, — рассуждает Фальконе. — Нашей задачей было не отреставрировать все до единой работы, созданные женщинами, а поставить вопрос: где женщины?» Хотя фонду и удалось подогреть интерес к этой теме, все же неясно, кто теперь примет эстафету — и в идейном, и в финансовом отношении.

«Мы настроены продолжать их дело», — заявляет директор Галереи Уффици Айке Шмидт. По его словам, сейчас в реставрационных мастерских Уффици находится около десятка произведений, созданных художницами прошлого. При этом музей увеличил число работ художников-женщин в постоянной экспозиции и ежегодно устраивает две выставки, им посвященные. Палаццо Питти, входящий в то же музейное объединение, что и Уффици, еще в 2014 году отреставрировал статую авторства Маргерит де Бавье-Шаффур. Фальконе отмечает, что в последние годы и другие музеи проводили реставрацию произведений, созданных женщинами.

Айке Шмидт надеется, что местные организации, финансирующие реставрационные работы, начнут проявлять больше интереса к произведениям женщин, и обращает внимание на то, что это уже вошло в практику фондов при итальянских банках. «Двадцать лет назад было очень трудно найти средства на реставрацию произведений неизвестных авторов из прошлого, — говорит директор Уффици, рассказывая о популяризаторской роли упраздняемой ныне организации. — Теперь же люди в более крупных фондах понимают, что благодаря реставрации они могут вернуть кого-то из забвения».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+