Павильон «Семена» на ВДНХ стал домом Чебурашки

Образец советского модернизма после реконструкции заработал как «Союзмультпарк», проект студии «Союзмультфильм» на ВДНХ

Аттракцион «Путешествие внутрь мультфильма». Фото: ВДНХ
Аттракцион «Путешествие внутрь мультфильма».
Фото: ВДНХ

В павильоне № 7 «Семена», возведенном на ВДНХ в стиле модернизм в 1978 году архитекторами Зоей Арзамасовой и Татьяной Петровой, а также инженером Дмитрием Земцевым (институт «Гипроторг»), открылся мультимедийный парк развлечений студии «Союзмультфильм». Новые обитатели успешно обжили брутальные фасады и интерьеры бывшего павильона-магазина.

В советские годы своего существования павильон, стоящий рядом с Кольцевой аллеей, имел зеркальные витражи с переплетами из алюминия, вертикальные световые фонари, бассейн с водными растениями, кинозал на 170 мест, а также подвал, где размещались склады и магазин сезонной торговли овощами и фруктами. В постсоветские годы здание общей площадью 2,2 тыс. кв. м обветшало: конструкции утратили прочность, штукатурка на стенах начала отслаиваться, инженерные системы пришли в негодность. «Это здание не имеет охранного статуса как объект культурного наследия или выявленный объект культурного наследия», — подчеркивается на официальном сайте мэра Москвы, однако «специалисты признали павильон важной частью историко-градостроительной среды столицы», поэтому его реконструкция была выполнена с исторической аккуратностью, несмотря на небольшой возраст постройки.

Отреставрированный павильон № 7 «​Семена». Фото: Софья Багдасарова
Отреставрированный павильон № 7 «​Семена».
Фото: Софья Багдасарова

Капитальный ремонт завершился летом 2020 года. Обновили фасад и крышу, заменили витражное остекление, адаптировали павильон к приему маломобильных гостей, а также заменили все инженерные коммуникации. «В ходе работ были полностью отремонтированы фасад общей площадью 1,45 тыс. кв. м и кровля павильона, произведена замена витражного остекления. Также специалисты привели в порядок главную входную лестницу и большую клумбу, на которой растет ель. Их разрушенные железобетонные основания были восстановлены и заново облицованы базальтом», — рассказал заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. С павильона сняли облицовку, с помощью укрепляющего раствора по технологии инъектирования заполнили образовавшиеся в кирпичной кладке стен пустоты и трещины. Затем здание снова облицевали — травертином.

Как «Союзмультпарк» павильон официально открылся 24 февраля в присутствии министра культуры России Ольги Любимовой и мэра Москвы Сергея Собянина.

Аттракцион «Комната с фонариком в руке». Фото: ВДНХ
Аттракцион «Комната с фонариком в руке».
Фото: ВДНХ

Эстетика советских мультфильмов, персонажи которых использованы в оформлении здания (например, в качестве элементов витражей), весьма удачно соединилась с архитектурным стилем 1970-х годов. Сейчас экспозиция павильона включает 18 мультимедийных аттракционов, созданных по мотивам отечественных мультфильмов с использованием новейших цифровых технологий: VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность), 3D-анимация, автономное развитие и бесконечная генерация графических объектов. Разработкой концепции мультимедийных аттракционов совместно со специалистами киностудии «Союзмультфильм» занималась компания Magic Factory.

«Союзмультпарк». Фрагмент. Фото: Софья Багдасарова
«Союзмультпарк». Фрагмент.
Фото: Софья Багдасарова

Ставку в парке аттракционов делают на классические мультфильмы советской эпохи — тем более что, судя по восторгам маленьких посетителей, они продолжают быть столь же любимыми. Это «Маугли», «Чебурашка и крокодил Гена», «Тайна третьей планеты», «Ежик в тумане», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Ну, погоди!» — в общем, весь золотой фонд. Аттракционов не так много, но все они кажутся тщательно продуманными. Они рассчитаны на включение ребенка в мир мультика, чтобы он сам мог стать либо творцом, либо персонажем с помощью виртуальной реальности, планшетов, отзеркаливания своей фигуры в преображающих экранах. Или просто с помощью прыжков по крыше с Карлсоном (крыша предусмотрительно сделана мягкой).

Директор киностудии Борис Машковцев во время экскурсии для журналистов подчеркнул, что это именно детский парк развлечений, а музей «Союзмультфильма», рассказывающий о художниках студии и показывающий подлинные предметы, продолжает существовать как отдельное подразделение на территории собственно киностудии «Союзмультфильм» на московской улице Королева.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+