18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Парижская ярмарка избавляется от своей французскости

В парижском Гран-пале вчера открылась 41-я FIAC (Foire Internationale d’Art Contemporain — Международная ярмарка современного искусства). Приглашение Пино и Арно на осмотр ярмарки до VIP-просмотра приносит дивиденды.

«Для меня FIAC — это Frieze Masters современного искусства; здесь вы можете быть абсолютно уверены в качестве работ», — заметил на предварительном VIP-показе в Гран-пале один американский дилер — и был не одинок в своем мнении. Ту же степень полного доверия оказал французской ярмарке миллиардер и владелец обширной коллекции искусства, которая хранится в двух галереях в Венеции, Франсуа Пино, приобретя здесь и на (Off)icielle, параллельной программе ярмарки, что проходит в Городке моды и дизайна Les Docks, 30 произведений.

О престиже FIAC свидетельствует список пришедших на предварительный показ кураторов, художников и коллекционеров, среди которых были британская художница Трейси Эмин, французский художник Бернар Вене, руководитель Центра Помпиду Ален Себан и новый директор амстердамского Музея Стеделейк Беатрикс Руф.

По сообщению информированных источников, Франсуа Пино и другой французский миллиардер и коллекционер Бернар Арно, который на днях открывает на западе Парижа свой музей Фонда Louis Vuitton, прибыли на ярмарку первыми; представительница FIAC пояснила, что из соображений безопасности «они прошли в выставочный зал через отдельный вход чуть ранее».

Несмотря на интерес к ярмарке международного арт-сообщества и влиятельных коллекционеров, в этом году на FIAC, по словам парижского арт-консультанта Лоранс Дрейфус, «не много впечатляющих работ, за исключением, пожалуй, произведений Олафура Элиассона на стенде галереи Neugerriemschneider» (сольный показ вездесущего датско-исландского художника на стенде немецкого дилера привлек повышенное внимание, особенно его Созерцатель росы (2014) из 212 стеклянных сфер; стоимость работ не разглашается). Впрочем, «FIAC никогда не рискует», заметил один британский коллекционер.

В то же время многие профессионалы из мира искусства в восторге от того, насколько повысился уровень парижской ярмарки. По словам дилера Мишеля Рана, управляющего галереями в Париже и Брюсселе, FIAC избавилась от репутации «чересчур французской». Из 191 представленной на ней галереи местных только 46. «Конечно, FIAC интернациональна, — сказал Ран, принявший участие уже в 23 ее сезонах. — Да и какой смысл набивать ярмарку французскими дилерами?» Представленный на его стенде банкомат болгарского художника Стефана Николаева, сделанный из золота 999-й пробы (24 карата) и носящий название Выплачь мне реку (2009), стал настоящим хитом. Два его экземпляра продаются по €15 тыс. каждый. Николаев говорит, что эта работа — «комментарий к нашим отношениям с деньгами».

Успехом у публики пользуются и избранные произведения Рони Хорна, представленные на стенде галереи Hauser & Wirth, в особенности серия фотографий французской актрисы Изабель Юппер (Портрет образа с Изабель Юппер, 2005, $425 тыс.). Представитель галереи сообщил, что работами Хорна, в том числе его знаменитыми стеклянными барабанами (Я глубоко осознаю, что бесконечность материи не сон, 2014, $3,5 млн), заинтересовались несколько музеев.

Предварительный VIP-показ оказался прибыльным и для лондонско-нью-йоркской галереи Skarstedt. Она продала по меньшей мере четыре вещи, в числе которых крупномасштабное произведение покойного американского художника Майка Келли, составленное из пуговиц и бисера (Памятная плоскость 10, 2001), по словам Боны Монтагу, директора лондонского отделения Skarstedt, «более чем за $1 млн». Она также заметила, что «на этой ярмарке гораздо больше американцев».

Создается впечатление, что, если более молодые галереи, расположившиеся на верхнем этаже в Салоне Славы, стремятся попасть на нижний этаж, где представляют свои экспозиции авторитетные галереи, то у галерей, относящихся к среднему сегменту рынка, и наверху дела идут неплохо. К примеру, лондонская Campoli Presti продала две работы американской художницы-фотографа Эллин Кинлан, по $15 тыс. каждую.

И наконец, самым примечательным событием стало появление на FIAC маститого дилера Ивона Ламбера. В декабре он закрывает свою парижскую галерею, чтобы в следующем году открыть издательство, которое будет выпускать литературу об искусстве и каталоги выставок. Премьер-министр Франции Манюэль Вальс и недавно занявшая пост министра культуры Флер Пеллеран осмотрели стенд Ламбера, тем самым засвидетельствовав мэтру государственное одобрение накануне его прощания с парижской художественной сценой.

Материалы по теме:
Frieze vs FIAC
Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+