18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александро-Невскую лавру готовят к празднованию 800-летия ее небесного патрона

№89
Материал из газеты

Фасады четырех зданий Александро-Невской лавры в Петербурге будут отреставрированы уже к концу лета

Фасады четырех зданий Александро-Невской лавры будут отреставрированы уже к концу лета этого года. Работы приурочены к началу юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского.

Поновление фасадов Надвратной церкви, Троицкого собора, Духовского и Просфорного корпусов — лишь часть большого реставрационного проекта, разработка которого началась почти восемь лет назад. С конца 1990-х, когда был завершен процесс юридической передачи лавры церкви, и до 2013 года здесь шла фактическая передача зданий и помещений от бывших временных пользователей историческим владельцам. И только в 2013-м руководство лавры приступило к составлению перспективного плана реставрации всего монастырского комплекса. Кстати говоря, серьезные реставрационные работы проводились здесь и при советской власти, в конце 1950-х годов, тогда реставрацией Троицкого собора руководил академик Кирилл Халтурин.

«Концепция комплексной реставрации монастыря была дописана в 2018 году, — рассказал The Art Newspaper Russia Алексей Одинцов, помощник игумена лавры по реставрации. — К этому времени мы провели исследования, разработали планы зонирования, собрали документы. Потом концепцию представили светским властям, но лишь в конце 2019 года пришло подтверждение, что финансирование на реализацию концепции будет выделено».

Заказчиком проекта является Министерство культуры РФ, все исследовательские и проектные работы ведут подведомственные ему Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). По плану общее проектирование должно быть завершено к концу ноября 2021 года. Но есть ряд задач, проектирование и выполнение которых имеет первоочередное значение. В частности, приведение в порядок фасадов нескольких зданий на так называемой парадной линии торжеств, посвященных юбилею князя Александра Невского, причисленного Русской православной церковью к лику святых. Празднование состоится 12 сентября 2021 года, и к этой дате фасады Надвратной церкви, Троицкого собора, Духовского и Просфорного корпусов должны быть отреставрированы. «По всем четырем объектам уже разработана проектная документация, сейчас идет согласование с заказчиком и органами охраны, получено положительное заключение историко-культурной экспертизы, — рассказал нашему изданию Олег Замжицкий, заместитель директора ЦНРПМ. — Надеемся, что в феврале Министерство культуры объявит конкурс на определение подрядчика. Наиболее вероятно, что сами работы начнутся в апреле-мае, выполнить их за лето вполне реально».

По мнению Татьяны Афанасьевой, гендиректора ООО «Стройпроект», заключившего субподрядный контракт на разработку проекта реставрации Александро-Невской лавры, все исторические здания на этой территории, несмотря на свой вроде бы вполне благополучный вид, требуют серьезного внимания. В частности, на фасадах тех самых четырех первоочередных объектов заметны обрушения штукатурки, многочисленные цементные вставки, осыпания карнизов, утраты лепного и каменного декора. «Самое трудное в нашей работе — учесть, что это не просто объект культурного наследия федерального уровня, но еще и действующий монастырь, — считает Татьяна Афанасьева. — И хочется сделать его максимально доступным для посетителей, чтобы люди могли заходить в эти великолепные здания и любоваться ими и при этом не мешать обычной монастырской жизни. Мы всё это учитываем в проекте».

Общий бюджет проектно-изыскательских работ составляет 405 млн руб. Руководство лавры планирует максимально привлечь к работам на этих объектах в первую очередь именно петербургских специалистов. 


История Александро-Невской лавры

Невский монастырь на месте впадения речки Монастырки в Неву заложил в 1710 году Петр I, однако официальной датой его основания считается 24 марта 1713 года — день освящения первой, деревянной Благовещенской церкви. Через два года Доменико Трезини разработал архитектурный проект монастырского комплекса. В конце мая 1723 года по приказу Петра I сюда были перенесены мощи князя Александра Невского. Несколько ранее, еще в 1720-м, на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, позже преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Император Павел I предоставил ей статус академии, а всему монастырскому комплексу — статус лавры. Изначальный план Доменико Трезини позже дорабатывали архитекторы Теодор Швертфегер, Михаил Расторгуев, Иван Старов. Во второй половине XVIII века Расторгуев разработал проект одноэтажных и двухэтажных корпусов, обрамляющих монастырский двор, а по проекту Старова возвели главный храм — Троицкий собор. Многие постройки лавры до наших дней сохранили подлинные элементы архитектуры барокко середины XVIII столетия. В 1930-е годы монастырь был закрыт, на его территории располагались различные советские учреждения. Возрождение монашеской жизни началось в 1996 году, а окончательная передача всех зданий епархии состоялась 18 апреля 2000 года.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+