18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Петр Авен: «Значение моего музея для Риги фундаментально больше, чем для Москвы»

Коллекционер русского искусства конца XIX — начала ХХ века, банкир и меценат Петр Авен рассказал, как будет устроен его частный музей в Риге

Какова тематика будущего музея?

Это будет музей русского и латышского искусства.

Он расположится в особняке напротив Национального художественного музея. Почему выбрано именно это здание?

У него достаточная площадь и местоположение, только и всего. Это хорошо сделанное и отремонтированное здание, но главное, как мне кажется, что оно находится напротив музея. И получается, что это будет начало музейного квартала.

Почему свой выбор вы остановили на Риге, почему вы основали музей не в России?

Не забывайте, что я частично латыш. Моя коллекция русского искусства мне самому нравится, но она не может сравниться с коллекцией Третьяковской галереи. Зачем делать еще один музей русской живописи, который дублирует Третьяковскую галерею в худшем качестве? Во-вторых, в Риге нет музея такого живописного качества. Это будет большое событие. Значение этого музея для Риги фундаментально больше, чем для Москвы, где множество хороших музеев. Думаю, что в Риге это будет такое место на карте, куда будут приходить все туристы.

Как юридически будет устроен ваш музей?

Это будет частная организация, частное здание, частная коллекция. И будет эндаумент, который будет финансировать ее деятельность.

Планируете ли вы проведение выставок?

Да, выставки будут проходить постоянно. Модель, на которую я ориентировался, — Новая галерея в Нью-Йорке. Там буквально две комнаты с постоянной экспозицией, это личная коллекция Рональда Лаудера, и вокруг этого делаются разные выставки. Я хочу делать ровно то же самое. Хочу иметь небольшую постоянную экспозицию из моей коллекции, а дальше вокруг этого будут выставки моих вещей и не только.

Как вы собирали латышскую часть коллекции? Были ли у вас консультанты?

Латышские вещи мне помогали покупать, так как я их знал хуже. Более того, некоторые приобретались без меня, в отличие от всех остальных моих коллекций. И тут у меня были помощники. В частности, искусствовед Людмила Неймышева, ведущий эксперт по латышскому фарфору и керамике.

Сколько времени вы планируете потратить на создание музея?

Надо будет сделать перестройку здания. На всю историю, думаю, уйдет полтора-два года.

Кто занимается концепцией музея?

На первом этапе куратором собираюсь быть сам. Я, в принципе, никогда ничьей помощью не пользовался и сам придумываю концепции. Я бы хотел, чтобы устройством музея как территории занималась компания Avesta (разрабатывала концепции для ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда V-A-C. — TANR), я их собираюсь пригласить консультировать по организации правильного пространства: где будет хранение, где реставрация. Какие-то знаковые вещи, которые сейчас находятся в Лондоне, а не в Москве (потому что из Москвы такое не вывезешь), там будут висеть постоянно.

Вы ориентируетесь на музей Лаудера в Нью-Йорке, а из российских какой-то частный музей вам нравится?

Мне нравился Институт русского реалистического искусства Алексея Ананьева. Единственный частный музей в России, который мне безусловно нравился. Жалко, что он исчез. Это был разумный музей с выдающимися вещами.

Не планируете ли вы показать свою коллекцию на выставке в России?

Планирую. Я готов, такие мысли у меня есть, я обсуждаю эту идею с одним из ведущих музеев. Более того, в конечном итоге, если у меня будет эндаумент, я бы хотел иметь какую-то площадку и в Москве. У меня идея двух площадок — в Москве и Риге. Просто в Москве и так все, кто хотел, мою коллекцию видели, у меня были десятки людей.

Вы поддерживали деятельность по борьбе с подделками русского авангарда. Что-то сейчас происходит в этом направлении?

Сейчас я в этой борьбе не участвую. Я финансирую фонд, который до сих пор делает экспертизы в Англии, Константин Акинша активно этим занимается и привлекает ресурсы для фонда. Но напрямую сейчас я этим не занимаюсь.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+