Дороже золота, прочнее клятв

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

В Лондоне вышел альбом, посвященный истории бриллиантов — от добычи и огранки до торговли и коллекционирования. Роковые страсти этой истории сопутствовали всегда, но и эстетика имела значение

Facets of Mankind. Diamonds across Time. London: World Diamond Museum, 2020. 432 c. На английском языке
Facets of Mankind. Diamonds across Time. London: World Diamond Museum, 2020. 432 c. На английском языке

Отечественной аудитории книга «Грани человечества. Бриллианты сквозь века» не в последнюю очередь интересна тем, что ее дизайнером выступил выдающийся художник, живая легенда Михаил Аникст. У него получился полиграфический шедевр. А продюсер издания, глава Всемирного алмазного музея Алекс Попов известен в нашей стране как организатор громких международных выставок «Индия. Драгоценности, покорившие мир» (2014, Музеи Кремля) и «Жемчуг: сокровища морей и рек» (2018, Государственный исторический музей).

Обычно такие исследования пишет один автор и тратит на это лет десять. В данном же случае десять авторов (всего над книгой работало шестнадцать человек) уложились в три года. В фокусе — не столько алмазы, сколько люди.

Все авторы — исследователи мирового уровня. Например, доктор Уша Балакришнан — ведущий знаток драгоценностей Индии, куратор коллекции правителей (низамов) княжества Хайдерабад, где находились алмазные копи Голконды. Для нынешнего издания Уша Балакришнан написала о сенсации антикварной ярмарки TEFAF 2019 года, когда буквально из небытия всплыл «Малый Кохинур», или бриллиант «Низам», безупречный 120-каратный камень, вмонтированный в ожерелье в стиле Великих Моголов с колумбийскими изумрудами и рубинами. Его представила нью-йоркская галерея Siegelson. Последние 100 лет никто не знал, где и у кого камень находится.

Еще одно эссе (его автор Стефано Папи когда-то работал в Christie’s и Sotheby’s) посвящено драгоценностям русских царей. Знаточеский текст дополнили редчайшими фотографиями. Глава российского Гохрана Андрей Юрин позволил сфотографировать несколько драгоценностей из Алмазного фонда и предоставил часть иллюстраций.

Рукоять криса — индонезийского кинжала, выполненная в форме фигуры демона. Фото: издательство Grundrisse
Рукоять криса — индонезийского кинжала, выполненная в форме фигуры демона.
Фото: издательство Grundrisse

Нидерландский ученый-отшельник Рене Брюс примерно 6 месяцев в году проводит в Малайзии, где изучает ювелирные сокровища местных монархов (а в этой федеральной стране 13 независимых правителей). Для книги он предоставил уникальный материал о ювелирных традициях Юго-Восточной Азии.

Диане Скарисбрик из Лондона 92 года, она автор десятков книг по ювелирному искусству. На сей раз Скарисбрик поведала об английских маркизах Лондондерри, чьи жены во временном промежутке между 1819 и 1959 годами (это пять поколений!) были страстными поклонницами ювелирных украшений. Один из маркизов Лондондерри был британским наместником в Бомбее и имел широкий доступ к камням. А леди Фрэнсис Энн Вейн (1800–1865), маркиза Лондондерри, прабабушка Уинстона Черчилля, по легенде, вскружила голову русскому императору Александру I, и он подарил ей среди прочего 14 редких аметистов, выставленных сегодня в Музее Виктории и Альберта.

О том, как драгоценности становились частью французских королевских регалий, написал профессор Сорбонны Франсуа Фарж. Он рассказал в том числе о легендарном охотнике за бриллиантами Жан-Батисте Тавернье (1605–1689), который четырежды посещал Индию и доставил Людовику XIV знаменитый «Французский голубой бриллиант» (French Blue). За свои заслуги Тавернье получил дворянство, титул барона он купил сам. Неутомимый путешественник, он отправился в очередной вояж в возрасте за 80, по дороге заболел, умер и похоронен где-то в Москве!

Ювелирный Дом Cartier. Брошь «Птица», изготовленная по специальному заказу. 1948. Фото: издательство Grundrisse
Ювелирный Дом Cartier. Брошь «Птица», изготовленная по специальному заказу. 1948.
Фото: издательство Grundrisse

Наконец, глава о XX веке. Рут Пелтасон посвятила ее женщинам, превратившим бриллианты в то, чем они сегодня являются, — в символ women power. Герцогиня Виндзорская, Марджори Мерриуэзер Пост, Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор не только покупали драгоценности, но и влияли на развитие ювелирного дизайна.

Книга, безусловно, являет собой пример глорификации темы. Но создатели не пошли по пути бесконфликтного изложения материала, чем страдают альбомы, проспонсированные ювелирными брендами. Разговор о драгоценностях — это почти всегда истории про непомерное тщеславие и огромные риски, но тем они и интересны. Бриллианты — концентрированные сущности власти и денег. А еще это ювелирное искусство.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+