18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

С ростом онлайн-продаж растет и конкуренция

№88
Материал из газеты

Теперь молодому поколению покупателей приходится конкурировать на онлайн-рынке с более опытными (и богатыми) коллекционерами

Коллекционеры, предпочитающие покупать искусство в Сети, существовали и до того, как пандемия вынудила арт-мир переехать в виртуальное пространство. Как правило, это более молодые и менее обеспеченные покупатели. Но если раньше начинающие коллекционеры составляли большинство в сфере интернет-продаж, то теперь они вынуждены бороться за место на онлайн-рынке, куда приходит все больше покупателей в поисках эксклюзивных предложений и попадают произведения более высокой ценовой категории.

«Распространение на арт-рынке ярмарок в онлайн-формате и платформ, позволяющих покупать искусство без посредников, — это, как и в большинстве случаев, палка о двух концах, — говорит арт-консультант из Нью-Йорка Трейси Кинналли. — Благодаря простому устройству виртуальных демонстрационных залов сейчас самое время сделать первые покупки с понятным, разумным бюджетом».

Вынужденный рост онлайн-рынка, вызванный тем, что практически весь последний год значительной части галерей пришлось приостановить работу или принимать клиентов по предварительной записи, способствовал притоку на него новых коллекционеров. 

К примеру, ранее в этом году галерея David Zwirner сообщила, что 47% запросов в ее отдел онлайн-продаж поступило от новых покупателей. Елена Соболева, директор David Zwirner по онлайн-продажам, отмечает, что особенно активно эти новые клиенты интересуются серией «Мастерская», каждый из эпизодов которой посвящен новым работам одного из художников галереи. «Более 50% запросов относительно произведений, которые мы представляем в этой серии, поступает от новых клиентов», — рассказывает она.

Значительная часть вещей, которые покупают подобные коллекционеры, относится к более низкому ценовому сегменту (например, серийные произведения) и создана начинающими художниками — именно такие работы всегда хорошо продавались в Сети. Но ситуация меняется. «Несколько лет назад было широко распространено мнение о том, что онлайн-аудитории можно продать только недорогие вещи, — говорит директор по публикациям галереи Gagosian Элисон Макдональд. — Но наш опыт показал, что, предлагая высококачественные произведения пользующихся спросом художников на интернет-рынке по разумной цене, вы привлечете коллекционерскую аудиторию на всех уровнях рынка».

Для отдельных галерей опыт онлайн-продаж был в целом положительным и позволил им снизить накладные расходы и увеличить «посещаемость». «Все больше людей подписываются на их рассылки и рекомендации. Это прекрасно», — говорит арт-консультант из Лос-Анджелеса Виктория Бернс. Она добавляет, что «действительно создается впечатление, что им удается привлекать больше публики, особенно если говорить о доступности».

В сфере торговли искусством доступность или ее отсутствие всегда использовались как средство повысить стоимость. Взять, к примеру, новую стратегию TEFAF, которая попросила 280 экспонентов своей первой цифровой ярмарки, состоявшейся в ноябре (вместо New York Fall), выставить всего по одному произведению. Некоторым из них эта стратегия принесла успех: Di Donna Galleries продала «Интерьер со стоящей женщиной» (1913) Вильгельма Хаммерсхёя приблизительно за $5 млн, а ArtAncient сделала ставку на технологию виртуальной реальности, представив цифровое изображение эллинистического бюста, которое приобрел за семизначную сумму предприниматель из технологической сферы.

Однако при ограниченном ассортименте случайные покупатели и посетители сайта меньше склонны принимать участие в ярмарках. И если в теории виртуальный демонстрационный зал более демократичен (как правило, самое большое усилие, необходимое для того, чтобы попасть в него, заключается в том, чтобы попросить ссылку), то на практике эта демократичность исчезает.

Представители галерей часто с удовольствием беседуют с потенциальными покупателями в онлайн-чате на сайте, но коллекционеры, с которыми они уже знакомы, неизбежно будут в приоритете. 

По данным отчета Art Basel и UBS о влиянии пандемии ковида на галерейный сектор, в 2020 году приблизительно треть онлайн-продаж галерей пришлась на клиентов, с которыми они уже имели дело, в том числе на тех, кто ранее приобретал что-либо офлайн, но онлайн-покупку при этом совершал впервые. Не исключено, что с приходом все большего числа состоявшихся коллекционеров будет формироваться все более замкнутый пул покупателей — виртуальная эхо-камера, бесконечно воспроизводящая их вкусы и, соответственно, систему ценностей рынка, что может стать сдерживающим фактором для некоторых новых покупателей. В реальности виртуальные демонстрационные залы во многом воспроизводят прежний порядок. 

«Вы можете зайти и посмотреть. С вами даже поговорят. Но вопрос в том, что вам продадут, — говорит Бернс. — Если речь идет о модном художнике, галеристы все равно будут вас оценивать. Они все равно хотят, чтобы этот художник попал в выдающуюся коллекцию. Эта сторона мира искусства не изменилась». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+