Красота и ужас соседствуют на выставке Ховардены Пинделл

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Кураторам выставки «Веревка/огонь/вода» в пространстве The Shed стоило бы повесить на входе предупреждение о шок-контенте

Ховардена Пинделл. «Четыре маленькие девочки». Фрагмент инсталляции. Фото: Kelly Marshall and The Shed
Ховардена Пинделл. «Четыре маленькие девочки». Фрагмент инсталляции.
Фото: Kelly Marshall and The Shed

Пространству The Shed стоило бы повесить у входа на выставку «Ховардена Пинделл. Веревка/огонь/вода» предупреждение о шок-контенте. Но вовсе не для того, чтобы уберечь невинных от содержания жестокого или сексуального характера, а для того, чтобы — зная людскую природу — привлечь на выставку больше посетителей.

Все начинается с красоты. Красочные абстракции на ненатянутых полотнах поначалу воспринимаются как напоминающие ткани минималистические кляксы пастельных тонов. 

Самые ранние полотна датируются 1970-ми годами, когда Пинделл стала первой чернокожей женщиной, занявшей должность куратора Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Пол его багетной мастерской подсказал ей такие материалы, как сделанное дыроколом конфетти, оживляющее фактурой гладкие на первый взгляд поверхности. Сочетание цветов, волокон и блесток убаюкивает зрителя, погружая в состояние созерцательного комфорта.

Вид инсталляции «Четыре маленькие девочки» в пространстве The Shed. Фото: Kelly Marshall and The Shed
Вид инсталляции «Четыре маленькие девочки» в пространстве The Shed.
Фото: Kelly Marshall and The Shed

Но он длится недолго. Пара мрачных произведений в смешанной технике катапультирует выставку прямиком к ее настоящей теме — межрасовому насилию. «Четыре маленькие девочки» отсылают к произошедшему в 1963 году взрыву в баптистской церкви в Бирмингеме в штате Алабама, который стал важной вехой на пути к принятию в 1964-м закона о гражданских правах. Фотографии погибших девочек помещены в центр черного венка между двумя столбцами, в одном из которых перечислены другие оскверненные церкви с чернокожей паствой, а во втором приведено количество жертв массовых убийств чернокожих белыми расистами в начале ХХ века. На полу у необрамленных холстов лежат обуглившиеся предметы, игрушки, обувь, одежда, словно реликвии, выброшенные в сточную канаву.

Составляющий пару с этой работой «Колумб» описывает преступления империализма, в том числе отрубание рук чернокожим работникам, практиковавшееся в Бельгийском Конго. Под напоминающим школьную доску полотном руки черных манекенов выложены в форме собранного для костра хвороста. Брр! 

В конце зритель поднимается по пандусу, ведущему к залу с главным произведением — мучительным 16-минутным видео, рассказывающим об истории суда Линча в Америке. Сухое перечисление фактов, которое приводит Пинделл, не нуждается в осуждающих комментариях, она не дает их. Идея в том, чтобы почувствовать, как это было на самом деле. 

The Shed
Ховардена Пинделл. Веревка/огонь/вода
До 28 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+