Красота и ужас соседствуют на выставке Ховардены Пинделл

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Кураторам выставки «Веревка/огонь/вода» в пространстве The Shed стоило бы повесить на входе предупреждение о шок-контенте

Ховардена Пинделл. «Четыре маленькие девочки». Фрагмент инсталляции. Фото: Kelly Marshall and The Shed
Ховардена Пинделл. «Четыре маленькие девочки». Фрагмент инсталляции.
Фото: Kelly Marshall and The Shed

Пространству The Shed стоило бы повесить у входа на выставку «Ховардена Пинделл. Веревка/огонь/вода» предупреждение о шок-контенте. Но вовсе не для того, чтобы уберечь невинных от содержания жестокого или сексуального характера, а для того, чтобы — зная людскую природу — привлечь на выставку больше посетителей.

Все начинается с красоты. Красочные абстракции на ненатянутых полотнах поначалу воспринимаются как напоминающие ткани минималистические кляксы пастельных тонов. 

Самые ранние полотна датируются 1970-ми годами, когда Пинделл стала первой чернокожей женщиной, занявшей должность куратора Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Пол его багетной мастерской подсказал ей такие материалы, как сделанное дыроколом конфетти, оживляющее фактурой гладкие на первый взгляд поверхности. Сочетание цветов, волокон и блесток убаюкивает зрителя, погружая в состояние созерцательного комфорта.

Вид инсталляции «Четыре маленькие девочки» в пространстве The Shed. Фото: Kelly Marshall and The Shed
Вид инсталляции «Четыре маленькие девочки» в пространстве The Shed.
Фото: Kelly Marshall and The Shed

Но он длится недолго. Пара мрачных произведений в смешанной технике катапультирует выставку прямиком к ее настоящей теме — межрасовому насилию. «Четыре маленькие девочки» отсылают к произошедшему в 1963 году взрыву в баптистской церкви в Бирмингеме в штате Алабама, который стал важной вехой на пути к принятию в 1964-м закона о гражданских правах. Фотографии погибших девочек помещены в центр черного венка между двумя столбцами, в одном из которых перечислены другие оскверненные церкви с чернокожей паствой, а во втором приведено количество жертв массовых убийств чернокожих белыми расистами в начале ХХ века. На полу у необрамленных холстов лежат обуглившиеся предметы, игрушки, обувь, одежда, словно реликвии, выброшенные в сточную канаву.

Составляющий пару с этой работой «Колумб» описывает преступления империализма, в том числе отрубание рук чернокожим работникам, практиковавшееся в Бельгийском Конго. Под напоминающим школьную доску полотном руки черных манекенов выложены в форме собранного для костра хвороста. Брр! 

В конце зритель поднимается по пандусу, ведущему к залу с главным произведением — мучительным 16-минутным видео, рассказывающим об истории суда Линча в Америке. Сухое перечисление фактов, которое приводит Пинделл, не нуждается в осуждающих комментариях, она не дает их. Идея в том, чтобы почувствовать, как это было на самом деле. 

The Shed
Ховардена Пинделл. Веревка/огонь/вода
До 28 марта

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+