18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Париже пытаются разгадать тайну снимка с Пикассо

№88
Материал из газеты

В персонах, стоящих рядом с Пикассо на фотографии 100-летней давности, подозревают русских

По традиции этот кадр подписывают как «Амбруаз Воллар, Ева Гуэль и Пабло Пикассо вместе с Сентинель, собакой Андре Дерена, в мастерской. 1914 год». В парижской «Администрации Пикассо» — организации, призванной блюсти чистоту наследия художника, — пытаются разгадать давний ребус. 

Ив Брокар, автор еще не вышедшей в свет книги, посвященной роману художника с Евой Гуэль, считает, что узнали здесь только Пикассо. Эпатажный гений, известный своим небрежным стилем в одежде, часто ходил с обнаженным торсом, однако тут он позирует в костюме и при галстуке, хотя пиджак сидит на нем мешковато.

В статье, опубликованной на сайте «Администрации Пикассо», Брокар представил собственную версию. Мужчина слева, конечно же, не Воллар. Этот торговец искусством и первый крупный арт-дилер Пикассо отличается от мужчины на фото и телосложением, и внешностью. Человек на фотографии напоминает мексиканского художника-муралиста Диего Риверу, однако наверняка утверждать нельзя, потому что тот был довольно высоким (1,85 м) и Пикассо едва доставал ему до плеча (1,63 м), а на фото кажется, что они почти одного роста.

Однако, ссылаясь на нарциссизм Пикассо, Ив Брокар отмечает, что художник «всегда старался казаться выше, чем на самом деле, поэтому просил фотографировать себя снизу, как в данном случае, и одну ногу выставлял немного вперед». Если это предположение верно, то перед нами единственная сохранившаяся совместная фотография Пикассо и Риверы.

Женщина в шляпке тоже не очень похожа на Гуэль, спутницу Пикассо на время его кубистического периода (она умерла в 1915 году в возрасте 30 лет). Дама на фотографии напоминает художницу Мари Лорансен, однако та бежала в Испанию с началом Первой мировой войны. По мнению Брокара, на снимке не кто иная, как русская художница Анжелина Белофф (Ангелина Петровна Белова, 1879–1969. — TANR), первая жена Диего Риверы, брак с которой продлился десять лет. Впрочем, Пикассо был очень любвеобилен (причем обычно заводил по несколько интрижек одновременно), так что эта девушка просто может быть одной из его многочисленных муз.

В чьей мастерской сфотографировалась троица? Сложно сказать наверняка, хотя сбоку на мольберте стоит огромное полотно, а на заднем плане висит множество картин, которые загораживают вид. Ив Брокар утверждает, что это, возможно, студия Александра Зиновьева (1889–1977), русского художника по прозвищу Zino, который жил в Париже и дружил с Белофф. Зиновьев был знаком и с Пикассо, и с Риверой, и работы на фотографии напоминают его стиль, хотя ни одно произведение пока определить не удалось. По сведениям Брокара, в те годы Зиновьев по поручению царского правительства шпионил за русскими революционерами в Париже. Исследователь осмелился предположить, что именно он и сделал снимок, чтобы отправить в Санкт-Петербург. 

Если допустить, что все догадки верны, то кадр можно датировать периодом с июля 1915 по начало 1916 года.

К сегодняшнему дню, кроме самого Пикассо, разобраться удалось только с собакой. Это Сентинель, и она часто появляется на других фотографиях художника. Хозяином пса был Андре Дерен. Когда его призвали на фронт во время Первой мировой, он отдал питомца своему другу Пикассо (немецкая овчарка во Франции в то неспокойное время считалась непатриотичной породой).

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+