18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Волонтерские поиски «окон в Европу»

№88
Материал из газеты

Все витражи Васильевского острова теперь учтены и каталогизированы

Эта инициатива возникла в рамках виртуального проекта «Витражи России». В начале 2019 года организаторы сайта обратились к петербуржцам с предложением принять участие в генеральной инвентаризации витражей города. Десятки волонтеров в течение двух лет обследовали здания в исторической части Петербурга и зафиксировали не только сохранившиеся витражи, но и все следы их прежнего существования. Так собирался материал для книжной серии «Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020», задуманной кандидатом искусствоведения Татьяной Княжицкой. Первое издание в этой серии посвящено Васильевскому острову.

Самые ранние упоминания о «готических окнах» в России относятся к концу XVIII века. А в первой трети XIX столетия сформировался спрос на витражи. Первым заметным произведением этого искусства в публичном пространстве стал алтарный витраж Исаакиевского собора, изготовленный для Петербурга в 1844 году в Мюнхене. Он породил волну подражаний, хотя витражи собственного производства получались очень дорогими. Но в конце XIX века начался строительный бум. Открылись специализированные мастерские, изменилась технология изготовления стекла. Подсчитать точно, сколько витражей было изготовлено в Петербурге на рубеже XIX–XX веков и вплоть до революции, невозможно.

Сегодняшнее состояние петербургских витражей градозащитники считают катастрофическим. По данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), город утратил около 80% былого их корпуса. Так что полная инвентаризация и публикация книг — едва ли не единственный вариант спасения оставшегося. На Васильевском острове волонтеры обнаружили 41 здание, в архитектуре которых использованы произведения с декоративным остеклением — всего около 150 объектов с витражами (окна, двери, десюдепорты). Из них совершенно целыми оказались только два окна.

Книгу открывает вводная часть с рассказом о проекте. Следом опубликован исторический очерк Татьяны Княжицкой, написанный по материалам из архива петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Основная часть — каталог, где представлены все адреса с подробным описанием обнаруженных витражей и их детальной фотофиксацией. Завершает книгу обширный глоссарий.

Сейчас участники проекта готовят следующее издание — «Витражи Петроградской стороны». Подобные каталоги планируется издать по всем историческим районам города.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+