18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Волонтерские поиски «окон в Европу»

№88
Материал из газеты

Все витражи Васильевского острова теперь учтены и каталогизированы

Эта инициатива возникла в рамках виртуального проекта «Витражи России». В начале 2019 года организаторы сайта обратились к петербуржцам с предложением принять участие в генеральной инвентаризации витражей города. Десятки волонтеров в течение двух лет обследовали здания в исторической части Петербурга и зафиксировали не только сохранившиеся витражи, но и все следы их прежнего существования. Так собирался материал для книжной серии «Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020», задуманной кандидатом искусствоведения Татьяной Княжицкой. Первое издание в этой серии посвящено Васильевскому острову.

Самые ранние упоминания о «готических окнах» в России относятся к концу XVIII века. А в первой трети XIX столетия сформировался спрос на витражи. Первым заметным произведением этого искусства в публичном пространстве стал алтарный витраж Исаакиевского собора, изготовленный для Петербурга в 1844 году в Мюнхене. Он породил волну подражаний, хотя витражи собственного производства получались очень дорогими. Но в конце XIX века начался строительный бум. Открылись специализированные мастерские, изменилась технология изготовления стекла. Подсчитать точно, сколько витражей было изготовлено в Петербурге на рубеже XIX–XX веков и вплоть до революции, невозможно.

Сегодняшнее состояние петербургских витражей градозащитники считают катастрофическим. По данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), город утратил около 80% былого их корпуса. Так что полная инвентаризация и публикация книг — едва ли не единственный вариант спасения оставшегося. На Васильевском острове волонтеры обнаружили 41 здание, в архитектуре которых использованы произведения с декоративным остеклением — всего около 150 объектов с витражами (окна, двери, десюдепорты). Из них совершенно целыми оказались только два окна.

Книгу открывает вводная часть с рассказом о проекте. Следом опубликован исторический очерк Татьяны Княжицкой, написанный по материалам из архива петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Основная часть — каталог, где представлены все адреса с подробным описанием обнаруженных витражей и их детальной фотофиксацией. Завершает книгу обширный глоссарий.

Сейчас участники проекта готовят следующее издание — «Витражи Петроградской стороны». Подобные каталоги планируется издать по всем историческим районам города.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+