18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрве Шанде: «Будущее — за живой реальностью, а не виртуальной»

№88
Материал из газеты

Директор Fondation Cartier pour l’art contemporain рассказал о выставочной моде, междисциплинарности, сотрудничестве с Жаном Нувелем и Миланской триеннале

Fondation Cartier pour l’art contemporain был первым частным фондом современного искусства в Париже. Сейчас они есть у многих брендов. Что вас выделяет? Чувствуете ли вы конкуренцию?

Нет, мы не задумываемся об этом. Делаем свою работу, делаем то, во что верим. Думаю, у наших коллег такой же подход. В Париже есть и спрос на новые институции, как частные, так и государственные, и возможности их принять. Фонд был основан в 1984 году Домиником Перреном, который был одновременно и его президентом, и президентом Cartier. Действительно, тогда среди частных компаний не было ни одной инициативы, направленной на поддержку современного искусства. Но и контекст был иным. В отличие, например, от театра, современное искусство, визуальное главным образом, считалось чем-то сложным, слишком герметичным, специальным, элитарным. Конечно, сегодня у площадок современного искусства совсем иной статус и имидж, они очень популярны. Эта эволюция произошла на наших глазах, мы были пионерами, и приятно видеть, какой это приняло масштаб.

Что сегодня связывает ювелирный Дом Cartier и фонд?

“Cartier” в названии. (Смеется.) А если говорить серьезно, то фонд полностью финансируется Домом Cartier. Но при этом мы совершенно независимы в нашей программе. И автономность — это не одолжение Cartier, а требование. Так было задумано с самого начала, и политика наших отношений никогда не менялась.

То есть фонд — не коммерческий проект? Вы не продаете работы из коллекции?

Нет, фонд — это не коммерческий проект, и у нас полная творческая автономия. Мы вольны выставлять работы математиков, фотографии индейцев-яномама, показывать фильмы Артавазда Пелешяна. Но мы ничего не продаем. Мы не галеристы. В основе философии фонда — деонтология. С первых дней его существования было прописано, что художники, которых мы представляем, никогда не будут замешаны в коммерческой или даже рекламной деятельности Дома Cartier. Фонд — это пространство свободы.

В чем отличие вашего фонда от других парижских частных фондов?

Долгосрочность, космополитизм и междисциплинарность. В наших выставках соседствует множество идей, жанров, стран и художников разных поколений. Сегодня это очень модно — мы же показываем выставки, посвященные экологии, взаимодействию художников и окружающего мира, современному искусству и науке, уже лет 25 как минимум. Мы начали, когда их еще никто не делал. Эти факторы, наверное, и определили лицо фонда и его место в Париже.

Как формируется ваша коллекция?

Коллекция напрямую связана с выставочной программой. Фонд заказывает проект или работу художнику, и потом мы ее представляем. Например, фильм Пелешяна «Природа», премьера которого состоялась в конце октября, — это наш заказ. Быть в ежедневном контакте с артистами (в самом широком смысле, от художников до режиссеров) — это жизнь нашего фонда и ее смысл. Ведь даже в названии — Fondation Cartier pour l’art contemporain — заложено: мы для художников и к их услугам. Фонд создавался не для того, чтобы показывать выставки, которые мы видим повсюду. Он создавался для создания (простите за каламбур!), для творчества. Все произведения, которые мы приобретаем в коллекцию, сначала показываются в фонде. Коллекция — это хранилище, память нашей выставочной программы.

И если говорить о размерах?

Цифры — не самый точный показатель. В коллекции около 1,7 тыс. произведений. Когда я говорю «произведение», это может быть огромная инсталляция, которая занимала всю площадь фонда, а может быть малюсенькая скульптура. Временной отрезок — это рамки существования фонда. Коллекция начинается в 1984 году, она отражает наше время. Если говорить о жанрах — много больших инсталляций, много видео, фотографий, фильмов, рисунков, иногда мы сохраняли выставки почти целиком. Храним мы их в специальных запасниках, но и делаем много гастрольных выставок. Последняя была в Шанхае. Следующая будет в Милане весной 2021 года, ее куратором выступит аргентинский художник Гильермо Куитка.

Она состоится в рамках вашего восьмилетнего партнерства с Миланской триеннале. Расскажите подробнее, в чем цель этого парт­нерства, что вы совместно планируете и чего от этого ждете.

Партнерство с Миланской триеннале — это не временный проект, как с другими институциями, а долгосрочный. С руководством триеннале мы уверены, что сегодня, как никогда, нам нужна стабильность и устремленность в будущее, чтобы построить что-то прочное и смелое в Европе и для Европы и потом вывести его за европейские границы. Чтобы рисковать, нужно узнать друг друга, а для этого требуется время. В Европе очень много культурных связей и обменов. Но нам нужна база, и этой базой будут площадки Миланской триеннале. Этот проект является частью нашей активной международной программы и развития. Также для нас это возможность узнать новую публику. В Италии будет показана часть нашей парижской программы. Программу нашего сотрудничества в Милане в октябре открыла выставка Клаудии Андухар, уже знакомая парижским зрителям. Осенью 2021 года мы организуем большую выставку с Раймоном Депардоном, и она будет создана специально для Милана. Это будет премьера, потом мы ее повезем в Шанхай.

Россия есть в ваших планах?

Я этого не исключаю. В Москву мы привозили в 2009 году выставку Дэвида Линча, работали над ней вместе с Ольгой Свибловой. Был большой успех. И мне бы, конечно, хотелось вновь вернуться в Россию с новыми проектами.

Какие ключевые моменты в истории фонда вы бы выделили?

Это очень сложный и большой вопрос, поэтому мой ответ будет неполным. Один из ключевых моментов — это переезд фонда в здание Жана Нувеля на бульваре Распай. Архитектура, сад вокруг играют важную роль в жизни фонда и во многом определяют его программу — и для художников, и для нас. В этом здании ты всегда себя ищешь: оно открытое, оно прозрачное, оно парадоксальное, оно меняется в зависимости от сезона. Оно и интроверт, и экстраверт одновременно.

Собираетесь ли вы продолжать сотрудничество с Жаном Нувелем?

Да, у нас в планах открытие второй площадки фонда в центре Парижа, рядом с Лувром, и архитектором будет Жан Нувель. Речь идет не о строительстве с нуля, а о трансформации здания. Там будет кинозал, больше выставочных пространств. Опять же, вопросы, которыми сегодня задаются многие: какова будет роль музея в будущем? в чем его задачи? чего ожидает публика? как поддерживать интерес к физическому контакту сегодня, когда многое становится виртуальным? Я-то уверен, что будущее — за живой реальностью, а не виртуальной. Посмотрим. Но пока об этом рано говорить, это проект на следующие пять лет. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+