18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские выставки в Лондоне. Наперекор политике.

Словесные войны не мешают российско-британской выставочной деятельности. Но некоторые выставки были отменены в связи с напряженной политической ситуацией.

Московский фонд V-A-C играет на Frieze London заметную роль, особенно на этой неделе. Тереза Мавика, директор созданной русским газовым миллиардером Леонидом Михельсоном некоммерческой организации, посетила ярмарку и приобрела для коллекции фонда две работы нью-йоркской художницы Рины Сполингз (в том числе Поздние морские пейзажи – 5, 2014) на стенде галереи Campoli Presti. А на Frieze Masters она встретилась с директором Тейт Николасом Серотой. V-A-C Foundation финансирует создание двух новых должностей в Тейт: адъюнкт-куратора в исследовательском отделе и помощника куратора. Как сказано на веб-сайте Тейт, это «уникальная возможность сыграть ключевую роль в формировании крупной коллекции русского искусства».

В это время на другом конце города, в галерее Whitechapel, проходит выставка скульптуры из коллекции фонда, экспонаты для которой были отобраны британским художником Майком Нельсоном (до 30 ноября). Среди представленных на ней авторов — Павел Альтхамер, Петр Галаджев и Анатолий Осмоловский.

Выставка в Whitechapel не единственное мероприятие, которое Россия проводит в Лондоне во время недели Frieze. Несмотря на напряженные отношения между правительствами России и Великобритании, англо-русское сотрудничество активно продолжается как в частном, так и государственном секторе.

Культура — единственный канал коммуникации

На проходящей в галерее Hayward выставке Горящие новости. Современное искусство из России (до 9 ноября) представлены шесть начинающих российских художников, которые исследуют общественно-политические вопросы, по словам организаторов, «в стране, где свобода выражения подвергается все более строгим ограничениям». Выставка организована совместно с московским Мультимедиа Арт Музеем.

Несмотря на политический разлад между странами, Министерство культуры России поддержало своим авторитетом выставку 150 эскизов для театральных постановок, созданных знаменитыми представителями русского авангарда. Выставка открылась в Музее Виктории и Альберта (18 октября — 25 января).

«На мой взгляд, политические проблемы — это только политические проблемы… Чем более закрытой становится ситуация политически, тем шире она раскрывается культурно», — считает Тереза Мавика.

«Несмотря на санкции, российские институции заинтересованы в сотрудничестве с нами», — считает Елена Судакова, директор лондонской Галереи русского искусства и дизайна (Grad), организовавшая совместно с московским Музеем В.В.Маяковского выставку Игра в аду. Великая война в России (до 27 ноября). «На данный момент культура — единственный канал коммуникации», — говорит она, добавляя при этом, что в сложившейся обстановке российские спонсоры зачастую относятся к разглашению информации о своей поддержке без энтузиазма.

«Сколько еще выставок не было запланировано за прошедшие полгода и сколько еще так никогда и не будет проведено из-за напряженной политической обстановки?» — задается вопросом российский художник Олег Целков, чья выставка сейчас проходит в лондонской Alon Zakaim Fine Art (17 октября — 28 ноября).

Судя по всему, еще одной жертвой станет Космический век, открытие которой было назначено на ближайший месяц в лондонском Музее науки. Ранее мы узнали о том, что выставка откладывается из-за того, что московские власти ставят новые бюрократические препятствия на пути вывоза обещанных экспонатов.

В то же время норвичский Центр визуальных искусств Сейсбери, благодаря усилиям организаторов, предоставит 13 работ Фрэнсиса Бэкона для выставки, которая должна открыться в декабре этого года в Государственном Эрмитаже. Куратор выставки Тьерри Морел поместит произведения Бэкона рядом с работами старых мастеров: Рембранта, Тициана и Веласкеса.

Повлияют ли политические неурядицы на положение дел на арт-рынке, покажет время. Пока что российские коллекционеры в июне присутствовали на Sotheby’s в Лондоне, где Herbstlandschaft (Осенний пейзаж) (1911) Василия Кандинского был продан покупателю, который вел торги по телефону, за £5,6 млн при посредничестве специалиста по русскому искусству Джо Викери. По словам экспертов, верхний сегмент рынка до сих пор не затронут.

Заметно российское присутствие и на Frieze Masters. Александр Платон из Marlborough Fine Art говорит, что выставленные на его стенде десять произведений Фрэнсиса Бэкона (в том числе Эскиз боя быков № 1, 1969) привлекли внимание многих русских коллекционеров. По его мнению, «это уже не новые — это постоянные покупатели».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+