18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не ведитесь: фейковые новости о музеях

Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет

В начале января в интернете распространилась новость о том, что феминистки пронесли в ГМИИ им. А.С.Пушкина топор и лестницу, попытались кастрировать копию «Давида» Микеланджело, не справились и получили травмы от принесенных инструментов. Любому, кто любит музеи, сразу было очевидно, что эта новость — фейк, хотя бы потому, что пронести топор и лестницу через металлоискатели и охрану невозможно, а также потому, что музеи Москвы стояли закрытыми для публики из-за карантина. Мы решили составить для вас список других нелепых новостей, которые раньше называли «газетными утками».


«Крик» и Роман Абрамович

В июне 2020 года в Telegram-канале Sotheby’s Life, не являющемся официальным каналом аукционного дома, появилось сообщение, что один из вариантов «Крика» Эдварда Мунка приобрел на Sotheby’s за $120 млн Роман Абрамович. Никаких доказательств этому не приводилось, однако известие было быстро растиражировано многими новостными порталами, причем по пути обросло подробностями, например, что эти деньги пойдут на развитие туристического бизнеса Норвегии. В итоге оказалось, что речь идет об аукционной покупке восьмилетней давности, сделанной совсем другим миллионером. Однако ажиотаж в Рунете, благодаря имени Романа Абрамовича, был огромен, некоторые даже потребовали от него передать «Крик» в Третьяковскую галерею.


Музей Сиэтла и расизм

Фейкньюс чутко реагируют на политическую ситуацию. Летом прошлого года, в разгар движения BLM («Жизни черных имеют значение»), с фальшивого почтового адреса была сделана рассылка пресс-релиза. В нем утверждалось, что совет директоров Художественного музея Сиэтла проголосовал за самороспуск и впредь музей будет управляться коалицией местных художественных организаций BIPOC, то есть этнических меньшинств. Музею пришлось официально опровергать эту информацию. Самое смешное, что в конце фальшивого пресс-релиза было написано, что он фальшивый. Только до этого места никто не дочитал.


Мистическая кукла и витрина

Знаменитая тряпичная кукла по имени Аннабель — звезда фильмов ужасов франшизы «Заклятие» и «Проклятие Аннабель». Десятилетия она хранится в Оккультном музее Уорренов в Коннектикуте, причем американцы считают, что кукла обладает паранормальными способностями. Поэтому на тщательно запертой витрине написано: «Не вскрывать!» В августе 2020 года интернет взорвался от слухов, что Аннабель сбежала из музея. Его владельцу пришлось записывать специальное видеообращение с опровержением этого слуха.

Надежда Толоконникова и Третьяковка

В январе 2019 года, вскоре после кражи из ГТГ картины Архипа Куинджи, художница, член группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, выступая в телеэфире, заявила, что она тоже однажды украла экспонат из этого музея, однако не назвала, какой конкретно. «Мы присматривали себе несколько полотен в Третьяковке на Крымском Валу и в итоге что-то умыкнули, но это было поменьше, поэтому такого скандала не вызвало... С нами никто не связывался по этому поводу. Она сейчас до сих пор висит на стенке у нас, только не скажу где... Там просто постоянно менялись кураторы, в тот момент, по-моему, куратором отдела новейших течений был Андрей Ерофеев, а тот, кто сейчас, видимо, ничего не понимает в искусстве». В пресс-службе Третьяковской галереи мудро назвали это «желанием пропиариться», но вежливо пообещали вопрос расследовать.


Карл Густав Маннергейм и Петербург

В октябре 2019 года Государственному музею истории Санкт-Петербурга пришлось опровергать новость о том, что он будто бы выступил инициатором создания в городе музея Карла Густава Маннергейма — бывшего генерала российской армии, выступавшего под именем Густава Карловича Маннергейма, финского главнокомандующего, печально памятного ленинградцам по участию в блокаде. Новость, ранее распространенная городскими СМИ, очевидно, была порождена известием о том, что зданиям Конюшенного ведомства, где когда-то жил Маннергейм, предстоит реставрация. Там частично сохранились интерьеры его пятикомнатной квартиры. Другой компонент: неподалеку, на одном из зданий казарм Кавалергардского полка, в течение четырех месяцев 2016 года провисела посвященная ему мемориальная доска, которую пришлось демонтировать из-за протестов горожан.


Мумия и насильник

В январе 2016 года мировой интернет был взволнован новостью о том, что 44-летний охранник Смитсоновского института Джеймс Монро был арестован за совершение полового акта с древнеегипетской мумией из экспозиции. Сообщалось, что руководство музея передало в полицию записи с камер видеонаблюдения. Как и в случае с «Давидом» в ГМИИ, источником фейковой новости был сатирический сайт «новостного агентства», на главной странице которого черным по белому написаны отказ от ответственности и предупреждение, что это только юмор. Однако никто никогда не обращает внимания на авторство… Этот же сайт под названием World News Daily Report явился источником новости в ноябре 2020 года о том, что охранник того же Смитсониана за деньги пускал людей ночью в экспозицию и позволял им заниматься сексом с окаменелостями динозавров. И новости в июле 2019 года о том, что сотрудник музея Dinosaur National Monument заразился венерическим заболеванием от яйца динозавра. Оттуда же — что в 2014 году в берлинском музее вылупились динозавры… Повторяются, в общем.


Туалет и посетитель

Часто фейкньюс можно опознать по весьма однообразному типу юмора. В 2007 году в Киеве открылся частный Музей истории туалета. Незамедлительно в прессе распространилась новость о том, что 48-летний посетитель музея Василий Ковальчук воспользовался одним из экспонатов по прямому назначению. Пресс-службе пришлось опровергать слух. Впрочем, не было ли это частью пиар-акции, сопровождавшей открытие?

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+