Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах должна развернуться борьба за очень актуальную «Осень» Юлия Клевера, эскиз патриарха соцреализма Александра Герасимова и золото Римской империи.

Юлий Клевер. «Вечер. Осень». 1898

Это большое полотно — типичнейший образец творчества художника-академиста, любимого современниками за фантастически мрачные виды кладбищ на закате, заброшенных хижин в лесу и болот. Почти каждая картина Юлия Клевера — это мозаика из его излюбленных тем и приемов. Корявое дерево с четко рисующейся на фоне неба сухой ветвью, контраст теплого и холодного света (здесь особенно красиво сопоставлены красный огонек свечи в окошке и белый диск солнца, едва видный сквозь туман) плюс одинокая лодка — то, что Клевер писал все это множество раз, не делает конкретные его работы хуже, а лишь утверждает мгновенно опознаваемый авторский стиль. Похоже, что художник так натренировался писать свои полотна, что мог за несколько часов если и не написать полностью большую картину, то по крайней мере придать ей законченный вид. «Между завтраком и обедом, 4/1 98» — нацарапано по свежей краске по низу полотна. А мы-то думали, что только импрессионисты умели писать по картине в день!
«Совком», 23 октября (19:00), эстимейт 3–4,5 млн руб.

Александр Герасимов. «Клятва». Эскиз к картине. Конец 1940-х

К Всесоюзной выставке 1950 года Александр Герасимов, лауреат четырех Сталинских премий и президент Академии художеств СССР, представил написанное бригадным методом (в соавторстве с учениками из Ленинградского художественного института им. Репина) огромнейшее, площадью более 20 м2, полотно «Клятва», изображающее выступление Сталина над гробом Ленина. По мнению английского знатока русского искусства Мэтью Бауна, та картина сейчас хранится в частной западной коллекции. А на аукционе продается внушительного размера (более 1,5 м) акварельный эскиз к ней, написанный самим Герасимовым, долго хранившийся в семье и уже в 1990-е проданный за рубеж.
«Совком», 23 октября (19:00), эстимейт 10–15 млн руб.

Солид. Римская империя, правление императора Прокопия, 365–366 н. э.

В числе лотов аукциона, охватывающего, кажется, все эпохи, в которые человечество пользовалось монетами, — редкий золотой солид, отчеканенный в краткую эпоху правления императора-узурпатора Прокопия.

Солид (название произошло от латинского корня, давшего нам слово «солидный») стал основной золотой монетой Восточной Римской империи в IV веке н. э., при Константине, сменив ауреус. Его чеканили на всей территории империи и при каждом императоре. Повелел отчеканить его и Прокопий, родственник императора Юлиана, который, воспользовавшись неожиданной смертью монарха и недовольством в войсках, захватил власть в Константинополе. Впрочем, без поддержки знатных римлян, имущество которых Прокопий необдуманно конфисковал, он продержался недолго — всего полгода. Прокопия свергли и казнили, а монеты с его профилем в большинстве перечеканили — почему они и являются такой редкостью.
Восточно-Европейский антикварный дом (ВЕАД), 18 октября (16:00), эстимейт 850 тыс. – 1,1 млн руб.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+