Умер галерист Сергей Тарабаров

В Москве после тяжелой болезни скончался Сергей Тарабаров, один из первых российских галеристов и главный пропагандист наивного искусства. Ему было 65 лет

Сергей Тарабаров. Фото: архив Сергея Тарабарова
Сергей Тарабаров.
Фото: архив Сергея Тарабарова

Галерея наивного искусства «Дар», директором которой стал Сергей Тарабаров, возникла в 1990 году на базе Центра современного искусства на Якиманке. Ее куратором первое время была искусствовед Ксения Богемская, авторитетный эксперт по наивному искусству, одна из первых, кто начал рассматривать творчество народных художников-любителей как особый эстетический феномен. За 12 лет своего существования галерея осуществила более 120 выставок, сотрудничая и с музеями, и с частными коллекционерами, участвовала в ярмарках и Международной триеннале наивного искусства в Братиславе. Показала практически всех звезд этого направления, таких как Стефания Базыленко, Елена Волкова, Павел Леонов, Любовь Майкова, Катя Медведева, Василий Романенков, Александр Суворов.

С 1997 года Сергей Тарабаров активно сотрудничал и с современными художниками, в их числе Андрей Бартенев, Константин Батынков, Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Нина Котел, Владимир Котляров (Толстый), Сергей и Владимир Мироненко, Татьяна Назаренко, Илья Пиганов, Александр Пономарев. Именно в стенах «Дара» в 1998 году состоялась одна из самых громких и экстравагантных акций 1990-х, связанная с очередным витком дискуссии вокруг Мавзолея, — Юрий Шабельников и еще несколько художников представили публике огромный бисквитный торт в виде тела Ленина, который при большом стечении публики был съеден.

Сергей Тарабаров был инициатором множества необычных проектов, иногда с политтехнологическим подтекстом — как «Народный музей яблока», связанный с предвыборной кампанией партии «Яблоко», или совершенно аполитичных — как проект «Визитки», в результате которого галерист стал обладателем коллекции уникальных рисованных автографов-визиток современных художников.

В 2003 году Сергей и его жена Евгения основали Общественный фонд наивного искусства «Остров Тарабаров», а галерея переехала в виртуальное пространство. Среди проектов, над которыми работал Сергей Тарабаров, — создание энциклопедии и музея российского наивного искусства. На своем сайте Сергей Тарабаров характеризовал себя следующим образом: «не ангажированный, толерантный, независимый и наивный (то есть свободный от образовательных, профессиональных, корпоративных и т.п. стереотипов) собеседник». И это было правдой.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+