18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Форум Гумбольдта в Берлине открылся заочно

Грандиозную премьеру в новом музейном центре пришлось заменить онлайн-презентацией

Этого события ждали много лет, оно должно было стать эпохальным для Берлина и всей Германии. Некоторое время назад федеральный министр культуры Моника Грюттерс даже назвала проект музейного строительства «визитной карточкой нашего народа». Однако момент предъявления готовой «визитки» то и дело откладывался. Величественный культурный комплекс предполагали открыть еще в 2019 году, потом сроки сдвинулись на сентябрь 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и этот дедлайн соблюсти не удалось.

Казалось, уж в декабре-то все наверняка пройдет наилучшим образом. И тут очередной удар: правительство Германии объявило о вводе с 16 декабря режима строгого карантина на территории страны. Торжество пришлось устраивать исключительно в виртуальном пространстве; назначенное на 17 декабря офлайновое открытие отменено. О том, когда посетители смогут наконец увидеть новые залы вживую, пока не сообщается: все зависит от дальнейшей эпидемиологической обстановки.

Музейно-выставочный комплекс в центре Берлина, названный в честь знаменитого ученого эпохи Просвещения Александра Гумбольдта, возведен на месте бывшего королевского дворца, сильно пострадавшего в конце Второй мировой войны и снесенного властями ГДР в 1950 году. К 1976 году здесь построили бетонный Дворец Республики, где заседал парламент, — это здание демонтировали после объединения двух Германий. В 2002 году было принято решение о частичном воссоздании прежнего Берлинского дворца. В 2008 году конкурс проектов по его реконструкции выиграл итальянский архитектор Франко Стелла; строительство началось в 2012-м.

Новый комплекс вписан в тот же периметр, что и уничтоженный дворец прусского короля Фридриха I, причем три барочных фасада тщательно восстановлены по сохранившимся документам. Вместе с тем речь не идет о полном копировании оригинала, архитектор Франко Стелла многое спроектировал заново, в современном духе. Интерьеры же и вовсе не подразумевалось стилизовать под старину, за исключением отдельных элементов.

Строительство комплекса обошлось недешево. На одно только воссоздание исторических фасадов потрачено €105 млн, а общая стоимость проекта, согласно последним оценкам, составила €677 млн. Свыше 80% финансирования выделило федеральное правительство, еще €32 млн внесла земля Берлин, и около €80 млн вложили частные благотворители и спонсоры. Общая полезная площадь всего архитектурного ансамбля составляет свыше 96 тыс. кв. м, из них около 40 тыс. кв. м отдано музейным и выставочным пространствам.

В новом комплексе разместились неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянная экспозиция, посвященная истории города, а также залы для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория берлинского Университета Гумбольдта.

Познакомиться с содержимым Форума Гумбольдта пока можно лишь виртуально. В вечер открытия на сайте институции представили «цифровое превью» — специально подготовленное шоу, где приветствия от музейщиков и художников из разных стран перемежались с краткими хроникальными флешбэками и беглыми обзорами премьерных выставок, среди которых «Глобальный Берлин», «После природы», «Впечатления. Братья Гумбольдт», «История места» и интерактивный проект для детей под названием «Присаживайтесь!». Заглядывала веб-камера и в залы, где разместились коллекции Этнологического музея и Музея азиатского искусства. Разумеется, предложенный цифровой формат позволял скорее заинтриговать, нежели дать подробное представление о новом очаге культуры. Организаторы обещают, что другие онлайн-программы уже на подходе.

Задолго до окончания строительства Форума Гумбольдта этот проект подвергался всевозможной критике: и за «старомодные» архитектурные решения, и за дороговизну воплощения, а в последнее время еще и за отсутствие рефлексии по поводу колониального прошлого. Руководство нового музейного центра обещает учитывать критические мнения, но ратует за взвешенность любых решений. Выступая на интернет-брифинге в день открытия комплекса, его директор Хартмут Доргерло подчеркнул, что культурная программа Форума Гумбольдта не намерена обходить вниманием никакие острые проблемы, включая темы колониальной политики и расовой дискриминации. «Я бы хотел пригласить сюда всех критиков и скептиков», — сказал Доргерло.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+