18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Форум Гумбольдта в Берлине открылся заочно

Грандиозную премьеру в новом музейном центре пришлось заменить онлайн-презентацией

Этого события ждали много лет, оно должно было стать эпохальным для Берлина и всей Германии. Некоторое время назад федеральный министр культуры Моника Грюттерс даже назвала проект музейного строительства «визитной карточкой нашего народа». Однако момент предъявления готовой «визитки» то и дело откладывался. Величественный культурный комплекс предполагали открыть еще в 2019 году, потом сроки сдвинулись на сентябрь 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и этот дедлайн соблюсти не удалось.

Казалось, уж в декабре-то все наверняка пройдет наилучшим образом. И тут очередной удар: правительство Германии объявило о вводе с 16 декабря режима строгого карантина на территории страны. Торжество пришлось устраивать исключительно в виртуальном пространстве; назначенное на 17 декабря офлайновое открытие отменено. О том, когда посетители смогут наконец увидеть новые залы вживую, пока не сообщается: все зависит от дальнейшей эпидемиологической обстановки.

Музейно-выставочный комплекс в центре Берлина, названный в честь знаменитого ученого эпохи Просвещения Александра Гумбольдта, возведен на месте бывшего королевского дворца, сильно пострадавшего в конце Второй мировой войны и снесенного властями ГДР в 1950 году. К 1976 году здесь построили бетонный Дворец Республики, где заседал парламент, — это здание демонтировали после объединения двух Германий. В 2002 году было принято решение о частичном воссоздании прежнего Берлинского дворца. В 2008 году конкурс проектов по его реконструкции выиграл итальянский архитектор Франко Стелла; строительство началось в 2012-м.

Новый комплекс вписан в тот же периметр, что и уничтоженный дворец прусского короля Фридриха I, причем три барочных фасада тщательно восстановлены по сохранившимся документам. Вместе с тем речь не идет о полном копировании оригинала, архитектор Франко Стелла многое спроектировал заново, в современном духе. Интерьеры же и вовсе не подразумевалось стилизовать под старину, за исключением отдельных элементов.

Строительство комплекса обошлось недешево. На одно только воссоздание исторических фасадов потрачено €105 млн, а общая стоимость проекта, согласно последним оценкам, составила €677 млн. Свыше 80% финансирования выделило федеральное правительство, еще €32 млн внесла земля Берлин, и около €80 млн вложили частные благотворители и спонсоры. Общая полезная площадь всего архитектурного ансамбля составляет свыше 96 тыс. кв. м, из них около 40 тыс. кв. м отдано музейным и выставочным пространствам.

В новом комплексе разместились неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянная экспозиция, посвященная истории города, а также залы для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория берлинского Университета Гумбольдта.

Познакомиться с содержимым Форума Гумбольдта пока можно лишь виртуально. В вечер открытия на сайте институции представили «цифровое превью» — специально подготовленное шоу, где приветствия от музейщиков и художников из разных стран перемежались с краткими хроникальными флешбэками и беглыми обзорами премьерных выставок, среди которых «Глобальный Берлин», «После природы», «Впечатления. Братья Гумбольдт», «История места» и интерактивный проект для детей под названием «Присаживайтесь!». Заглядывала веб-камера и в залы, где разместились коллекции Этнологического музея и Музея азиатского искусства. Разумеется, предложенный цифровой формат позволял скорее заинтриговать, нежели дать подробное представление о новом очаге культуры. Организаторы обещают, что другие онлайн-программы уже на подходе.

Задолго до окончания строительства Форума Гумбольдта этот проект подвергался всевозможной критике: и за «старомодные» архитектурные решения, и за дороговизну воплощения, а в последнее время еще и за отсутствие рефлексии по поводу колониального прошлого. Руководство нового музейного центра обещает учитывать критические мнения, но ратует за взвешенность любых решений. Выступая на интернет-брифинге в день открытия комплекса, его директор Хартмут Доргерло подчеркнул, что культурная программа Форума Гумбольдта не намерена обходить вниманием никакие острые проблемы, включая темы колониальной политики и расовой дискриминации. «Я бы хотел пригласить сюда всех критиков и скептиков», — сказал Доргерло.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+