Умерла московский галерист Ирина Филатова

В Москве на 82-м году жизни скончалась от коронавируса Ирина Филатова, куратор одной из старейших московских галерей — «Файн Арт»

Серж Головач. «Портрет Ирины Филатовой». 2017. Фото: Серж Головач
Серж Головач. «Портрет Ирины Филатовой». 2017.
Фото: Серж Головач

О смерти коллеги сообщила директор галереи «Файн Арт» Марина Образцова. «26 апреля 1992 года мы с ней создали Галерею Файн Арт, которая до последнего была делом жизни Ирины. Ее энтузиазм, энергия, жизнелюбие и видение искусства без преувеличения поменяли мир к лучшему, к прекрасному. На своем пути она создала более 300 кураторских проектов. Ее видение искусства совмещало в себе глубокий анализ произведений и легкое для восприятия описание», — написала Марина Образцова о своей подруге в Facebook. Многие, знавшие Ирину Филатову, не верили в ее года: ее веселый, богемный образ совсем с ними не вязался.

Старожилы московской художественной сцены помнят, как галерея, чье название сначала включало слово Moscow (потом, в связи с новым законом, принятым Юрием Лужковым, пришлось переименоваться просто в «галерею изящных искусств»), появилась на туристическом Старом Арбате, а потом переехала в зал около метро «Маяковская», на долгие годы ставший одной из самых живых арт-точек Москвы. В последнее время галерея работает на «Винзаводе».

Трудно перечислить всех художников, с которыми за 29 лет успела посотрудничать Ирина Филатова. Это десятки имен, среди которых и уже ставшие классиками художники старшего поколения: Игорь Вулох, Эдуард Гороховский, Сергей Шаблавин, Игорь Шелковский, — и те, кто начал карьеру в 1990-е, такие как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Гор Чахал, Серж Головач, и молодые, начинающие авторы.

Одной из главных звезд галереи стал живописец из Петербурга Дмитрий Шорин, и, вообще, линия современной живописи была одной из магистралей в деятельности «Файн Арт». В отличие от многих других галерей современного искусства, часто пугавших публику радикальными историями, «Файн Арт» всегда была лояльна к своим зрителям, и они отвечали ей взаимностью. Так, многие художники в частных разговорах с благодарностью отзывались об Ирине Филатовой, которая ухитрялась продавать их работы в самые тяжелые времена.

В давнишнем интервью журналу «Деньги» Ирина Филатова признавалась: «Наша галерея никогда не имела спонсоров. Мы живем только от продажи современного искусства, причем работаем не только с признанными, но и с молодыми художниками. В общем, мы больше играем в буржуазность, чем действительно являемся таковыми. В нашей деятельности вообще много игры». Сегодня ясно, что эта игра в искусство была всерьез.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+