18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В ногу с этикой

№86
Материал из газеты

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia Ольга Кабанова размышляет о новых требованиях, которые предъявляются арт-критику

Сев писать эту колонку, я для разгона набрала в поисковой строке: «художник и критик». Первым ответом была цитата: «Редко понят был я вами, / Редко понимал я вас, / Но, сойдясь в помойной яме, / Стали мы близки тотчас» (Генрих Гейне, «Избранные произведения», М.: ГИХЛ, 1934, с. 45). Глубже в историю взаимоотношений творца и его оппонента я углубляться не стала. Новые времена — новые требования. Личное неприятие и выяснения отношений в сегодняшней выгребной яме — социальных сетях — остаются, они вечны. Но критику начали предъявлять неизвестные ранее требования, соответствующие актуальной повестке, а в ней главный пункт — не эстетика, а этика.

Критики по инерции пишут о выставках, произведениях и их авторах. Информируют, анализируют, объясняют и, да, бывает, оценивают, насколько художнику удалось сказать то, что он хотел. А что именно хотел сказать художник, на выставках современного искусства обычно написано в экспликациях. Так что на вопрос: «Что хотел сказать художник?» — заранее заготовлен ответ.

Но критик ничего не пишет о моральном облике современного художника, не высказывает недовольства его полом, возрастом и местом в профессиональной иерархии. Он может, конечно, упомянуть о наградах автора, его участии в проектах почтенных музеев и известных галерей, но ему и в голову не придет упрекать институции и их кураторов, что они совершают отбор участников, то есть сеют неравенство. Так критик вместе с институциями поддерживает одних художников и не дает дорогу другим, становится винтиком в репрессивной машине.

К тому же, арт-критики мало уделяют внимания важной проблеме, насколько этично было создание произведения, поднятой полемикой вокруг фильма Ильи Хржановского «Дау». Но ведь художники в большинстве своем работают с материалом, а не с человеком. А если и калечат, то прежде всего свои тела в перформансах. Значит ли это, что надо поставить на вид художнику моральное и физическое самоистязание? Правда, художник издавна издевался над моделью, изображая ее по собственному хотению: когда-то льстил, когда-то уродовал, как это делал злостный мизогин Пикассо. Феминистскую критику у нас, будем честны, редко встретишь.

Итак, идеальный критик сегодня должен быть молод, потому что не успел войти в иерархическую систему подавления, независим, так как издания, где он публикуется, имеют идеологию, и бдителен — обязан следить за условиями, в которых художник создает произведения, а также за соблюдением прав женщин и молодежи, анализировать гендерный и возрастной состав участников любого события. Он должен быть объективен и не допускать в свои высказывания ничего личного.

Однако восприятие всегда личное, и даже если критик только описывает выставку (а оценочные рецензии ныне редки), то все равно выделяет некоторые работы: на все не хватает места.

Но, как говорится, гони природу в дверь, она влетит в окно. Институциональному критику составляет сегодня конкуренцию свободный, пишущий в соцсетях. Он высказывает свое мнение, часто не стесняясь в выражениях, и не скрывает личных симпатий. Популярных блогеров музеи все чаще приглашают на пресс-показы и в пресс-туры. Конечно, организаторы выставок привечают достаточно вменяемых непрофессионалов, но самыми популярными остаются все же самые дерзкие. Просто потому, что их читать интереснее. Только не художнику, но он может непрошенному критику ответить. Так все возвращается на круги своя: художник и идеальный критик встречаются в известном месте и становятся близки. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+