18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж проведет первую в России персональную выставку Сесила Битона

№87
Материал из газеты

Музей подготовил проект специально для показа в своих стенах, а затем в Великобритании

Сэр Сесил Уолтер Харди Битон (1904–1980) — светский денди и автор едких мемуаров, фотограф знаменитостей и создатель одного из самых известных военных снимков, кутюрье нарядов для селебрити и конструктор самих звезд. Поражает количество выдающихся личностей, с которыми он дружил или постоянно общался: Жан Кокто и Одри Хепберн, Сальвадор Дали и Коко Шанель, Марлен Дитрих и Фрэнсис Бэкон, Трумен Капоте и Рудольф Нуреев…

Выставка включает 100 фотографий, которые были сделаны Битоном в разные годы его полувековой карьеры. Они предоставлены Архивом Студии Битона, Музеем Виктории и Альберта, архивами журналов Vogue и Vanity Fair. Фишка проекта — акцент на портретах знатных эмигрантов первой волны и звезд русского балета. Так, ранее неизвестную фотографию Нуреева в духе поп-арт-коллажа куратор выставки Дарья Панайотти случайно обнаружила в архивах. 

Помимо таланта фотографа, Сесил Битон виртуозно владел стратегией продвижения, создания самого понятия звездности. Творческая биография Битона давно разложена по полочкам. Его полвека начинались в «ревущие» 1920-е, а завершились после молодежных революций 1960-х. Пиком карьеры стала работа над костюмами для мюзикла «Моя прекрасная леди». Сначала на Бродвее, потом в Голливуде. 

В итоге — две премии «Оскар» за работу художника и работу художника по костюмам. Одри Хепберн, исполнившая в голливудском фильме главную роль, говорила, что на снимках Битона она выглядит потрясающе.

 Сын торговца древесиной, недоучившийся в Кембридже, молодой Битон приехал в Лондон с одной целью — втереться в аристократические круги. Даже в Венецию сгонял на деньги, одолженные у отца, чтобы хоть там приблизиться к отдыхающему от туманов благородному обществу. Встретился с Сергеем Дягилевым, которого назвал в дневнике «очень толстым и горделивым». Показал ему театральные эскизы к студенческим спектаклям. Получил вежливое одобрение — а рассчитывал на приглашение в труппу «Русского балета».Одновременно Битон упорно искал знакомств с золотой молодежью, не забывая нажимать на спуск затвора. И когда в Лондоне открылся британский филиал Vogue, фотографа взяли в штат благодаря его «аристократическим» снимкам.

В 1935 году по предложению модельера Эльзы Скьяпарелли Сесил Битон приезжает в СССР. Об этом эпизоде в его жизни до недавнего времени было известно мало. Никаких иллюзий относительно страны большевиков он не питал, благо дружил с великими князьями, фотографировал Наталью Палей, внучку Александра II, и звезд русского балета. Но тогда было модно ездить в СССР, и он отправился в Москву и Ленинград. С годом поездки Битону повезло. Он увидел только что открывшееся московское метро и выставку иранского искусства в Эрмитаже, приуроченную к конгрессу иранистов. Во время двухчасовой экскурсии по музею Битон насчитал 80 залов и вычислил длину пройденного пути — 9 км. В дневниках упомянуто также посещение Мавзолея и профилактория для проституток. Мертвое тело — экзотика, девушки — неисправимы. Театрал Битон благосклонно отозвался о премьере балета «Светлый ручей» в Большом театре. От этого вояжа сохранилось небольшое количество фотографий. Впрочем, репортаж и не был коньком Битона.

В 1937 году ему поручено сделать фотопортреты Уоллис Симпсон, будущей жены короля Эдуарда VIII. Это его первый серьезный опыт по созданию звезды. Во время Второй мировой войны он делает тот самый снимок трехлетней Эйлин Данн на госпитальной кровати с повязкой на голове. В 1950-е снимает королеву Елизавету II — эти фотографии популярны до сих пор. А затем наступает эра театра и кино. Его портреты Одри Хепберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» — из разряда «звезда с звездою говорит».

Среди лучшего из раннего Битона на выставке будут показаны портрет его сестры Нэнси Битон в образе падающей звезды, сюрреалистический снимок White Panama Hat by Suzy, где голова модели торчит из шляпной коробки. В русско-советском разделе, где сплошь раритеты, значатся фото русских балерин, китчевый портрет Эльзы Скьяпарелли с вязанкой сушек и Покровский собор на Красной площади. Из классики — коронационный портрет Елизаветы II и снимки Одри Хепберн. Из позднего — автопортрет в образе Надара. Из совершенно неизвестного — портрет Сомерсета Моэма, сделанный в номере отеля, который Битон сам декорировал. 

Отдельно хочется отметить архитектурное решение выставки, за которое отвечает бюро PS Culture под руководством Юлии Наполовой. Две самые яркие темы Битона — съемки британской королевской семьи и кадры с изображением главных талантов поколения — выделены в центральную инсталляцию с роскошным занавесом из стекляруса.  

Государственный Эрмитаж
Сесил Битон и культ звезд
9 декабря – 14 марта 2021

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией открытие выставки состоится в онлайн-формате.
Трансляция церемонии открытия пройдет в социальных сетях Государственного Эрмитажа 8 декабря в 16:00 и будет доступна по ссылке.

Генеральный партнер выставки ДЛТ. 

Материалы по теме:
Бриллиантовый юбилей
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+