Ирина Антонова. Жить в искусстве

Умерла Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Ирина Александровна Антонова. 2008. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова после расширенного заседания по вопросу воссоздания музея современного западного искусства в Министерстве культуры РФ. Фото: ИТАР-ТАСС/Денис Вышинский
Прием ящиков с картинами Дрезденской галереи в августе 1945 года. Ирина Антонова на переднем плане. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и Марк Шагал. 1973. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и актер Джереми Айронс у здания ГМИИ им. А.С.Пушкина, где открылась выставка «Новый свет. Три столетия американского искусства». Фото ИТАР-ТАСС/Антон Тушин
Клавесинист Александр Майкапар, президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова и генеральный директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак (слева направо) во время пресс-конференции на открытии выставки «И цвет и звук» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Павел Смертин/ТАСС
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова во время выступления с докладом о развитии музея на ученом совете. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Ирина Александровна Антонова. 2008.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова после расширенного заседания по вопросу воссоздания музея современного западного искусства в Министерстве культуры РФ.
Фото: ИТАР-ТАСС/Денис Вышинский
Прием ящиков с картинами Дрезденской галереи в августе 1945 года. Ирина Антонова на переднем плане.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и Марк Шагал. 1973. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и актер Джереми Айронс у здания ГМИИ им. А.С.Пушкина, где открылась выставка «Новый свет. Три столетия американского искусства». Фото ИТАР-ТАСС/Антон Тушин
Клавесинист Александр Майкапар, президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова и генеральный директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак (слева направо) во время пресс-конференции на открытии выставки «И цвет и звук» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Павел Смертин/ТАСС
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова во время выступления с докладом о развитии музея на ученом совете.
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Ирина Александровна прожила 98 лет, из них 75 — в Пушкинском музее. Пришла туда в 1945 году, сразу после окончания искусствоведческого факультета МГУ, в 1961-м стала директором музея, в 2013-м — президентом. До последних дней она приходила в здание на Волхонке и работала. Музей был ее жизнью. Ее жизнью в искусстве. Для многих поколений людей она сама олицетворяла и музей, и само искусство.

В возрасте, когда, как говорится, пора подумать о вечном, она о вечном и думала. Писала в журнале «Русский пионер»: «Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. …Этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век». Но верила, что живопись высоких идеалов вернется: «И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идет от человеческой природы с начала времен, и все будет так, если ее, конечно, не искорежат совсем».

Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (справа) и заслуженный деятель искусств РСФСР, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова (слева) на выставке «Москва — Париж 1900–1930» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС
Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (справа) и заслуженный деятель искусств РСФСР, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова (слева) на выставке «Москва — Париж 1900–1930» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС

Про таких людей, как Антонова, принято говорить «человек-эпоха», но Ирина Александровна пережила вместе со страной не одну эпоху, а сталинскую, оттепельную, брежневскую, перестроечную и постсоветскую. И в каждой из них была верна своему государству и лояльна власти. За что ее не раз упрекали. Но музей во все времена не был политизирован, а пользовался возможной свободой для того, чтобы люди узнавали искусство, утешались и любовались им.

Многочасовые очереди на выставки в Пушкинском были обычным явлением. Если кто-то говорил, что был там на выставке, его обязательно спрашивали: «Сколько стояли?» В 1955 году четыре месяца стояли с половины восьмого утра до одиннадцати вечера, чтобы увидеть готовящиеся к отправке на родину шедевры Дрезденской галереи. Антонова потом говорила, что была против возвращения вывезенных из Германии во время войны ценностей. И никогда до полученного свыше, уже в постсоветское время, разрешения не признавалась, что таких ценностей в музее хранится еще много. Это ей не раз ставили в вину и у нас, и за границами нашей страны. А разве могла вести себя иначе директор одного из главных советских музеев? Но как только что-то разрешалось властями, то местом показа ранее запрещенного выбирался Пушкинский.

Ирина Антонова в зале с «Джокондой» Леонардо да Винчи. 1974. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова в зале с «Джокондой» Леонардо да Винчи. 1974.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В 1956 году музей впервые показал советским людям Пабло Пикассо. На открытие пришла толпа народа, и организатор выставки Илья Эренбург вышел к людям и сказал легендарные слова: «Вы ждали эту выставку 25 лет — так подождите еще 25 минут». В 1974-м публика часами стояла, чтобы на несколько секунд увидеть одну картину — «Джоконду» Леонардо да Винчи. На следующий год привезли 100 картин из нью-йоркского Метрополитен-музея — и вновь огромные очереди. В 1981-м была великая выставка «Москва — Париж», где впервые после долгого хранения в запасниках показали знаковые произведения русского авангарда. Сегодня трудно себе представить, насколько важны были эти выставки-открытия. Ведь выезжать за границу могли немногие, а запасники были закрыты даже для профессионалов.

«Декабрьские вечера» в Пушкинском, начатые по инициативе великого пианиста Святослава Рихтера в 1981 году, долгие годы были местом, где выступали лучшие музыканты страны. А приуроченные к ним выставки, на которые из музеев мира привозили настоящие шедевры, становились событиями. Международный авторитет Антоновой и ее музея позволял этот приезд организовать.

Управляющий директор компании Mondo Mostre Симоне Тодоров ди Сан Джорджо, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова, директор Пинакотеки Брера Сандрина Бандера, заведующая отделом зарубежных связей ГМИИ им. А.С.Пушкина Мария Костаки, представитель компании Mondo Mostre Аззурра Ла Росса (слева направо). Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Управляющий директор компании Mondo Mostre Симоне Тодоров ди Сан Джорджо, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова, директор Пинакотеки Брера Сандрина Бандера, заведующая отделом зарубежных связей ГМИИ им. А.С.Пушкина Мария Костаки, представитель компании Mondo Mostre Аззурра Ла Росса (слева направо).
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Ирина Александровна дала за свою жизнь много сотен интервью, но редко говорила о себе — всегда только об искусстве и музее. Лишь в последние годы жизни она стала рассказывать о семье, о любви и уважении к мужу — искусствоведу Евсею Ротенбергу, с нежностью говорила о своем сыне-инвалиде. В этом проявлялись и ее скрытность, и уверенность, что личная жизнь не важна, главное — музей.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+