18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирина Антонова. Жить в искусстве

Умерла Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Ирина Александровна Антонова. 2008. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова после расширенного заседания по вопросу воссоздания музея современного западного искусства в Министерстве культуры РФ. Фото: ИТАР-ТАСС/Денис Вышинский
Прием ящиков с картинами Дрезденской галереи в августе 1945 года. Ирина Антонова на переднем плане. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и Марк Шагал. 1973. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и актер Джереми Айронс у здания ГМИИ им. А.С.Пушкина, где открылась выставка «Новый свет. Три столетия американского искусства». Фото ИТАР-ТАСС/Антон Тушин
Клавесинист Александр Майкапар, президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова и генеральный директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак (слева направо) во время пресс-конференции на открытии выставки «И цвет и звук» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Павел Смертин/ТАСС
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова во время выступления с докладом о развитии музея на ученом совете. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Ирина Александровна Антонова. 2008.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова после расширенного заседания по вопросу воссоздания музея современного западного искусства в Министерстве культуры РФ.
Фото: ИТАР-ТАСС/Денис Вышинский
Прием ящиков с картинами Дрезденской галереи в августе 1945 года. Ирина Антонова на переднем плане.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и Марк Шагал. 1973. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова и актер Джереми Айронс у здания ГМИИ им. А.С.Пушкина, где открылась выставка «Новый свет. Три столетия американского искусства». Фото ИТАР-ТАСС/Антон Тушин
Клавесинист Александр Майкапар, президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова и генеральный директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак (слева направо) во время пресс-конференции на открытии выставки «И цвет и звук» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Павел Смертин/ТАСС
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова во время выступления с докладом о развитии музея на ученом совете.
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Ирина Александровна прожила 98 лет, из них 75 — в Пушкинском музее. Пришла туда в 1945 году, сразу после окончания искусствоведческого факультета МГУ, в 1961-м стала директором музея, в 2013-м — президентом. До последних дней она приходила в здание на Волхонке и работала. Музей был ее жизнью. Ее жизнью в искусстве. Для многих поколений людей она сама олицетворяла и музей, и само искусство.

В возрасте, когда, как говорится, пора подумать о вечном, она о вечном и думала. Писала в журнале «Русский пионер»: «Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. …Этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век». Но верила, что живопись высоких идеалов вернется: «И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идет от человеческой природы с начала времен, и все будет так, если ее, конечно, не искорежат совсем».

Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (справа) и заслуженный деятель искусств РСФСР, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова (слева) на выставке «Москва — Париж 1900–1930» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС
Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (справа) и заслуженный деятель искусств РСФСР, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова (слева) на выставке «Москва — Париж 1900–1930» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС

Про таких людей, как Антонова, принято говорить «человек-эпоха», но Ирина Александровна пережила вместе со страной не одну эпоху, а сталинскую, оттепельную, брежневскую, перестроечную и постсоветскую. И в каждой из них была верна своему государству и лояльна власти. За что ее не раз упрекали. Но музей во все времена не был политизирован, а пользовался возможной свободой для того, чтобы люди узнавали искусство, утешались и любовались им.

Многочасовые очереди на выставки в Пушкинском были обычным явлением. Если кто-то говорил, что был там на выставке, его обязательно спрашивали: «Сколько стояли?» В 1955 году четыре месяца стояли с половины восьмого утра до одиннадцати вечера, чтобы увидеть готовящиеся к отправке на родину шедевры Дрезденской галереи. Антонова потом говорила, что была против возвращения вывезенных из Германии во время войны ценностей. И никогда до полученного свыше, уже в постсоветское время, разрешения не признавалась, что таких ценностей в музее хранится еще много. Это ей не раз ставили в вину и у нас, и за границами нашей страны. А разве могла вести себя иначе директор одного из главных советских музеев? Но как только что-то разрешалось властями, то местом показа ранее запрещенного выбирался Пушкинский.

Ирина Антонова в зале с «Джокондой» Леонардо да Винчи. 1974. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Антонова в зале с «Джокондой» Леонардо да Винчи. 1974.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В 1956 году музей впервые показал советским людям Пабло Пикассо. На открытие пришла толпа народа, и организатор выставки Илья Эренбург вышел к людям и сказал легендарные слова: «Вы ждали эту выставку 25 лет — так подождите еще 25 минут». В 1974-м публика часами стояла, чтобы на несколько секунд увидеть одну картину — «Джоконду» Леонардо да Винчи. На следующий год привезли 100 картин из нью-йоркского Метрополитен-музея — и вновь огромные очереди. В 1981-м была великая выставка «Москва — Париж», где впервые после долгого хранения в запасниках показали знаковые произведения русского авангарда. Сегодня трудно себе представить, насколько важны были эти выставки-открытия. Ведь выезжать за границу могли немногие, а запасники были закрыты даже для профессионалов.

«Декабрьские вечера» в Пушкинском, начатые по инициативе великого пианиста Святослава Рихтера в 1981 году, долгие годы были местом, где выступали лучшие музыканты страны. А приуроченные к ним выставки, на которые из музеев мира привозили настоящие шедевры, становились событиями. Международный авторитет Антоновой и ее музея позволял этот приезд организовать.

Управляющий директор компании Mondo Mostre Симоне Тодоров ди Сан Джорджо, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова, директор Пинакотеки Брера Сандрина Бандера, заведующая отделом зарубежных связей ГМИИ им. А.С.Пушкина Мария Костаки, представитель компании Mondo Mostre Аззурра Ла Росса (слева направо). Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Управляющий директор компании Mondo Mostre Симоне Тодоров ди Сан Джорджо, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова, директор Пинакотеки Брера Сандрина Бандера, заведующая отделом зарубежных связей ГМИИ им. А.С.Пушкина Мария Костаки, представитель компании Mondo Mostre Аззурра Ла Росса (слева направо).
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Ирина Александровна дала за свою жизнь много сотен интервью, но редко говорила о себе — всегда только об искусстве и музее. Лишь в последние годы жизни она стала рассказывать о семье, о любви и уважении к мужу — искусствоведу Евсею Ротенбергу, с нежностью говорила о своем сыне-инвалиде. В этом проявлялись и ее скрытность, и уверенность, что личная жизнь не важна, главное — музей.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+