18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двойная жизнь Феликса Фенеона на выставке в МоМА

№86
Материал из газеты

Проект «Анархист и авангард — от Синьяка до Матисса» и дальше знакомит с жизнью и деятельностью пламенного популяризатора Матисса и Синьяка

Феликс Фенеон (1861–1944) был дилером, писателем, законодателем вкусов, коллекционером, а кроме того, по всей вероятности, изготовителем бомб и совершенно точно самым страстным популяризатором творчества Пьера Боннара, Анри Матисса, Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Вдобавок он одним из первых по достоинству оценил искусство Африки и Океании. Изумительную выставку, посвященную личности Фенеона, совместными усилиями подготовили нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) и парижские музеи Орсе и Оранжери и Музей на набережной Бранли.

Экспозиция, дополненная красивым и умным каталогом, обнаруживает связи между искусством, художниками, теорией, рынком, писателями и политиками. Но в первую очередь подкупает, что в ее центре стоит фигура художественного критика. Значит, для нас, жонглеров словами, еще не все потеряно.

Выставку открывает портрет Фенеона кисти Синьяка под названием «Опус 217. На фоне эмалевого фонового ритма с ритмами и углами, тонами и оттенками» (1890). Это не только портрет, но и своего рода краткая лекция в исполнении Фенеона о Фенеоне и об искусстве, которое он пропагандировал. Водоворот мазков всех цветов радуги излагает уникальную теорию цвета, объединявшую Синьяка с Сёра и другими неоимпрессионистами. Что такое Фенеон? Объясняя роль дилера, он называл себя «тире» между художником и публикой. Он уверенно и изящно шагает вперед, держа в одной руке цилиндр, а другой протягивая цветок. Его строгое логическое мышление, шарм и писательское мастерство делали его настоящим человеком-ураганом.

За исключением супер­звезды Сёра, неоимпрессионизм считается узким направлением, лишь по касательной затронувшим Винсента ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, а около 1907 года Пабло Пикассо и Матисса. На выставке, которая ставит под сомнение «маргинальность» неоимпрессионизма, представлено множество работ Сёра, в том числе три небольших ню из Музея Орсе, когда-то соседствовавших друг с другом в собрании Фенеона.

Фенеон жил двойной жизнью. Днем он писал, вращался в обществе и работал с произведениями искусства. По ночам он превращался в анархиста. В каталоге довольно подробно рассматривается парижский анархизм 1890-х годов, представленный как движение мечтавших об уничтожении власти. Авторы настаивают на том, что эстетические и политические воззрения Фенеона были неразрывно связаны. В неоимпрессионизме отдельные мазки подчеркивают или смягчают соседние, в совокупности создавая яркое и гармоничное единое целое. Он свободен от иерархии. Политические взгляды Фенеона обстоятельно излагаются в каталоге, а вот на выставке кураторы посчитали нужным оградить публику от информации о мировоззрении и методах борьбы анархистов. Однако нео­импрессионизм был очень политизированным движением, а Фенеон был так предан ему, что выставка нуждается в пояснениях того, что касается окружения ее главного героя.

В 1906 году Фенеон стал дилером современного искусства в Galerie Bernheim-Jeune, которая много работала с импрессионистами, но хотела добавить в свой пул новых художников. Фенеон обладал редкой в этом ремесле интеллектуальной хваткой. Он умел льстить покупателям: помогая им приобретать искусство для украшения дома, он в то же время создавал у них ощущение, что они пускаются в смелую, рискованную авантюру. Ему доверяли и богемные художники-анархисты, и богатые клиенты.

В этот период в его жизнь входят Матисс, Боннар и итальянские футуристы. Именно он организовал в 1912 году в Bernheim-Jeune выставку итальянского футуризма, которая вывела Джакомо Баллу, Филиппо Томмазо Маринетти, Джино Северини и других на парижский рынок. И именно итальянцы эффектно замыкают экспозицию, в том числе крупными и мощными картинами «Уличный фонарь» (1910–1911) Баллы и «Похороны анархиста Галли» (1910–1911) Карло Карра. Выставка 1912 года вошла в число многочисленных удач Фенеона за 20 лет, проведенных в галерее.

В последние годы фигуры таких влиятельных арт-дилеров, как Илеана Соннабенд и Эдит Хэлперт, удостоились освещения в музейных выставках, как и — пусть и в меньшей степени — Тео ван Гог, Амбруаз Воллар и Альфред Штиглиц. Экспозиция в МоМА побуждает критиков обратить внимание на то, какое сильное влияние оказали на мир искусства и другие дилеры. Да, они занимаются торговлей, но самые выдающиеся из них любят искусство ничуть не менее страстно, чем критики или ученые. Многие из наших величайших художников не построили бы свои карьеры без таких владеющих даром убеждения и проницательных дилеров. 

Музей современного искусства (МоМА)
Анархист и авангард — от Синьяка до Матисса и дальше
До 2 января 2021

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+