18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия лидирует в контрабанде искусства

№86
Материал из газеты

Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны

Всемирная таможенная организация (World Customs Orga­ni­za­tion) опубликовала очередной ежегодный (выходит с 2015 года) доклад о международной преступности. В нем фиксируются и анализируются, в частности, правонарушения, связанные с перемещением культурных ценностей.

Из 227 случаев, выявленных в мире в 2019 году, 133 (58,5%) произошли в России: 101 раз ценности пытались из страны незаконно вывезти, 32 — ввезти. Из 68 предметов живописи и графики, изъятых таможенными службами, 53 изъяты на российской границе. Надо отдать должное бдительности наших пограничников и компетентности таможенной службы.
Культурное наследие является более сложным для анализа предметом контрабанды, чем другие категории товаров. В этой области еще нет унифицированной отчетности: одни страны сообщают общую статистику, другие — описание конкретных случаев. Однако разрыв между преступлениями, связанными с культурным наследием, с одной стороны, и контрабандой наркотиков, контрафакта, алкоголя и табака — с другой, настолько велик, что погрешности не влияют на общую картину. Несмотря на громогласные заявления некоторых официальных лиц о том, что незаконная торговля древностями давно превратилась в многомиллиардную индустрию, это не так.

Преступления на ниве культурного наследия настолько незначительны, что они едва-едва регистрируются радарами таможни: в 2017 и 2019 годах они составили всего 0,22% всех расследований и изъятий, в 2018-м — 0,08%. Из 102 214 дел, расследованных таможнями разных стран в 2019 году, только 227 касались культурных ценностей. Для сравнения: наркотики таможня «ловила» 36 264 раза, контрафактный товар, в том числе медикаменты — более 28 000 раз.

Несмотря на почти трехкратное увеличение таможенных нарушений, связанных с культурой (с 0,08 до 0,22%), количество уголовных дел в этой сфере снизилось с 260 до 227, а объем изъятых предметов упал с 22 462 до 9399. Это объясняется аномально результативным 2018 годом, когда всего один арест дал более 10 тыс. монет.

Число стран, предоставивших информацию, увеличилось с 23 в 2018-м до 34, среди присоединившихся к «клубу» — Афганистан, Куба, Перу и Чили. В целом в мире картина с контрабандой искусства спокойная: за год фиксируется лишь несколько вопиющих случаев, остальное — незначительные происшествия. Изымают (цитаты из доклада) «7 монет и 3 ложки», «шерстистый бивень мамонта», «49 фарфоровых статуэток», «13 медных монет» и «3 золотые монеты общим весом 16 г». Самая крупная находка — 2963 византийские монеты — была обнаружена в автомобиле на хорватской границе 17 апреля 2019 года. Монеты оценили в $324 148. Гражданина Турции, везшего их, оштрафовали на €13 тыс. Для сравнения: незаконные лесозаготовки приносят контрабандистам по $15 млрд в год.

Даже в такой вроде бы горячей области, как торговля археологическими артефактами, число изъятых вещей снизилось с 250 в 2018 -м до 130 в 2019-м. Несмотря на опасения по поводу награбленных вещей из Сирии и Ирака, эти страны не фигурируют в докладе существенным образом.

Основным транспортом контрабандистов остаются самолет и автомобиль: на каждый приходится 100 случаев правонарушений. Лидирует автомобиль: с его помощью пытались перевезти более 6 тыс. единиц искусства, в то время как самолетом — менее 2 тыс., морским путем — менее 1 тыс.

Среди стран лидерами по контрабанде культурных ценностей являются Россия (133 случая), Украина (14), Кипр (10), Куба (7), Чили (7), Перу, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (по 3–4 на каждую). На их долю приходится 80,1% правонарушений. Показатели России высоки стабильно (в 2018-м было зафиксировано 132 случая). 

Всемирная таможенная организация отмечает не только случаи реальной контрабанды, но и курьезы. Так, 1 июля 2019 года пограничные силы Великобритании изъяли в аэропорту Хитроу два сундука из Бахрейна с двумя сотнями глиняных предметов: месопотамскими клинописными табличками, статуэтками, сосудами и печатями. Позже выяснилось, что все это подделки, но в доклад они вошли. Самое серьезное наказание за контрабанду искусства — 30 лет тюрьмы — получил в начале 2020 года житель Египта Рауф Бутрос-Гали (брат экс министра финансов и племянник экс-генсека ООН). Он пытался вывезти в Италию более 20 тыс. древних артефактов, добытых черными археологами, но груз был задержан в порту Салерно.

В докладе говорится, что «рост некоторых видов незаконной торговли нередко отражает усовершенствованные методы обнаружения контрабанды, а не подлинный всплеск преступности». Как считают составители, он вполне объективно отражает соотношение разных видов правонарушений.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+