18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Задачи архитекторам теперь ставит коронавирус

№86
Материал из газеты

Эксперты прогнозируют, что в новых условиях музейные залы будут просторнее

Американские художественные институции задумались о том, как лучше принимать посетителей в стремительно меняющемся мире. Пандемия заставила серьезно переосмыслить дизайн музеев будущего.

Из введенного в марте карантина многие музеи выходили очень осторожно, с соблюдением строгих правил социального дистанцирования. Поскольку ограничение по числу посетителей сейчас приводит к заполняемости примерно на 25% от обычной и до сих пор неясно, когда появится надежная вакцина против COVID-19, в музеях начали рассуждать о перепланировке пространств. Причем если некоторые идеи возникли именно вследствие карантина, то другие зародились еще до него.

Стремление избежать скопления людей на входе и выходе оказалось главным. «Идеально было бы иметь возможность открывать один вход и блокировать другой в зависимости от интенсивности потока посетителей, — говорит Рон Элад, руководитель офиса проектной фирмы Buro Happold в Лос-Анджелесе. — Не стоит использовать все входы одновременно, потому что тогда толпа хлынет внутрь, и будет сложно ее контролировать».

В конце сентября британский архитектор ганского происхождения Дэвид Аджайе представил проект нового здания для Художественного музея Принстонского университета. По словам Аджайе, пандемия дополнительно убедила его в том, что «люди должны иметь возможность свободно входить и выходить», поэтому у его музея сразу шесть входных дверей.

В нью-йоркском Метрополитен-музее посетителей с билетами, купленными онлайн, направляют сейчас то в один, то в другой вход в зависимости от времени сеанса. По словам Бретта Гайяра, руководителя отдела финансов и инфраструктуры Метрополитен, у них появился и дополнительный «выпускной клапан», позволяющий покидать музей через зрительный зал.

При планировке музеев будущего, по мнению Элада, необходимо продумывать несколько маршрутов по залам. В качестве примера он приводит проект Петера Цумтора для Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) (проект стоимостью $750 млн должен быть завершен в 2023 году). Там «очень просторные» проходы, которые «позволяют посетителям максимально дистанцироваться друг от друга». Впрочем, планировка Цумтора нравится далеко не всем, критики указывают, что таким образом значительно сокращается выставочная площадь.

Эксперты предсказывают появление более просторных залов, специально спроектированных под требования социального дистанцирования. В случае необходимости их можно будет зонировать. Регулируемая архитектура для галерей «будет иметь огромное значение», прогнозирует Брюс Дэвис, партнер нью-йоркского архитектурного бюро Cooper Robertson. «Появится необходимость в пространствах, которые можно легко трансформировать, адаптировать к меняющимся тенденциям в сфере экспонирования предметов искусства, а также к условиям пандемии», — полагает он.

Именно по этой причине некоторые музеи возьмутся за перестройку своих лекториев: зрители и слушатели не должны набиваться в замкнутые помещения. «Клиентов интересует гибкость, — говорит Джейм Андерсон, директор культурного направления в вашингтонской SmithGroup, — им хочется пространств, куда проникает дневной свет, которые можно приспособить к различным программам».

Впустить улицу

Сегодня чаще, чем когда-либо, архитекторов и инженеров просят связать внешний облик здания с интерьером — обычно этому помогают прозрачные фасады или кафе под открытым небом. По общему мнению, карантин только усилил свойственную нам тягу проводить время на свежем воздухе. Элад упоминает полупрозрачный выставочный этаж и частично открытое кафе в новом здании LACMA. Дизайн Аджайе в Принстоне также минимизирует визуальные границы между внутренним и внешним миром — это достигается с помощью ряда открытых террас, иногда просто огромных.

Музейные магазины в долгосрочной перспективе могут превратиться из набитых посетителями торговых точек в несколько мобильных стендов, рассредоточенных по зданию. Административные площади тоже могут сократиться, потому что, как считает Элад, «в будущем мы достигнем баланса между работой из дома и в офисе». А это потенциально высвободит пространство для  новых музейных программ.

В ближайшее десятилетие, похоже, гораздо меньше проектов будут доверять звездным архитекторам. Из-за резкого снижения доходов и, соответственно, сокращения бюджета ряд институций, планировавших крупные реконструкции, вынужден отказаться от этих планов или умерить амбиции — об этом сообщают архитекторы и инженеры из нескольких компаний. По словам Андерсон, некоторые их клиенты, потрясенные нынешним спадом, вообще засомневались в необходимости грандиозных расширений и склонны оптимизировать уже имеющееся пространство. 

«Еще до коронавируса постепенно снижался интерес к крупным расширениям ради расширений, — говорит она. — В 1990-е считалось: если построить, люди придут. Теперь же многие институции пересматривают отношение к своим старым зданиям и служебным помещениям».

Все собеседники соглашаются с тем, что лозунг нового времени — способность к адаптации. «Это как стихийное бедствие, — говорит Элад о пандемии. — Пережив его, начинаешь основательно готовиться к повторению».  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+