Задачи архитекторам теперь ставит коронавирус

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Эксперты прогнозируют, что в новых условиях музейные залы будут просторнее

Иньяс и Жозеф Брош. «Амуры, борющиеся за сердце». Фото: Юрий Кочетков/EPA/ТАСС
Иньяс и Жозеф Брош. «Амуры, борющиеся за сердце».
Фото: Юрий Кочетков/EPA/ТАСС

Американские художественные институции задумались о том, как лучше принимать посетителей в стремительно меняющемся мире. Пандемия заставила серьезно переосмыслить дизайн музеев будущего.

Из введенного в марте карантина многие музеи выходили очень осторожно, с соблюдением строгих правил социального дистанцирования. Поскольку ограничение по числу посетителей сейчас приводит к заполняемости примерно на 25% от обычной и до сих пор неясно, когда появится надежная вакцина против COVID-19, в музеях начали рассуждать о перепланировке пространств. Причем если некоторые идеи возникли именно вследствие карантина, то другие зародились еще до него.

Стремление избежать скопления людей на входе и выходе оказалось главным. «Идеально было бы иметь возможность открывать один вход и блокировать другой в зависимости от интенсивности потока посетителей, — говорит Рон Элад, руководитель офиса проектной фирмы Buro Happold в Лос-Анджелесе. — Не стоит использовать все входы одновременно, потому что тогда толпа хлынет внутрь, и будет сложно ее контролировать».

В конце сентября британский архитектор ганского происхождения Дэвид Аджайе представил проект нового здания для Художественного музея Принстонского университета. По словам Аджайе, пандемия дополнительно убедила его в том, что «люди должны иметь возможность свободно входить и выходить», поэтому у его музея сразу шесть входных дверей.

В нью-йоркском Метрополитен-музее посетителей с билетами, купленными онлайн, направляют сейчас то в один, то в другой вход в зависимости от времени сеанса. По словам Бретта Гайяра, руководителя отдела финансов и инфраструктуры Метрополитен, у них появился и дополнительный «выпускной клапан», позволяющий покидать музей через зрительный зал.

При планировке музеев будущего, по мнению Элада, необходимо продумывать несколько маршрутов по залам. В качестве примера он приводит проект Петера Цумтора для Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) (проект стоимостью $750 млн должен быть завершен в 2023 году). Там «очень просторные» проходы, которые «позволяют посетителям максимально дистанцироваться друг от друга». Впрочем, планировка Цумтора нравится далеко не всем, критики указывают, что таким образом значительно сокращается выставочная площадь.

Эксперты предсказывают появление более просторных залов, специально спроектированных под требования социального дистанцирования. В случае необходимости их можно будет зонировать. Регулируемая архитектура для галерей «будет иметь огромное значение», прогнозирует Брюс Дэвис, партнер нью-йоркского архитектурного бюро Cooper Robertson. «Появится необходимость в пространствах, которые можно легко трансформировать, адаптировать к меняющимся тенденциям в сфере экспонирования предметов искусства, а также к условиям пандемии», — полагает он.

Именно по этой причине некоторые музеи возьмутся за перестройку своих лекториев: зрители и слушатели не должны набиваться в замкнутые помещения. «Клиентов интересует гибкость, — говорит Джейм Андерсон, директор культурного направления в вашингтонской SmithGroup, — им хочется пространств, куда проникает дневной свет, которые можно приспособить к различным программам».

Впустить улицу

Сегодня чаще, чем когда-либо, архитекторов и инженеров просят связать внешний облик здания с интерьером — обычно этому помогают прозрачные фасады или кафе под открытым небом. По общему мнению, карантин только усилил свойственную нам тягу проводить время на свежем воздухе. Элад упоминает полупрозрачный выставочный этаж и частично открытое кафе в новом здании LACMA. Дизайн Аджайе в Принстоне также минимизирует визуальные границы между внутренним и внешним миром — это достигается с помощью ряда открытых террас, иногда просто огромных.

Музейные магазины в долгосрочной перспективе могут превратиться из набитых посетителями торговых точек в несколько мобильных стендов, рассредоточенных по зданию. Административные площади тоже могут сократиться, потому что, как считает Элад, «в будущем мы достигнем баланса между работой из дома и в офисе». А это потенциально высвободит пространство для  новых музейных программ.

В ближайшее десятилетие, похоже, гораздо меньше проектов будут доверять звездным архитекторам. Из-за резкого снижения доходов и, соответственно, сокращения бюджета ряд институций, планировавших крупные реконструкции, вынужден отказаться от этих планов или умерить амбиции — об этом сообщают архитекторы и инженеры из нескольких компаний. По словам Андерсон, некоторые их клиенты, потрясенные нынешним спадом, вообще засомневались в необходимости грандиозных расширений и склонны оптимизировать уже имеющееся пространство. 

«Еще до коронавируса постепенно снижался интерес к крупным расширениям ради расширений, — говорит она. — В 1990-е считалось: если построить, люди придут. Теперь же многие институции пересматривают отношение к своим старым зданиям и служебным помещениям».

Все собеседники соглашаются с тем, что лозунг нового времени — способность к адаптации. «Это как стихийное бедствие, — говорит Элад о пандемии. — Пережив его, начинаешь основательно готовиться к повторению».  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+