Специалисты нашли за деревьями геометрию

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Швейцарский Фонд Бейелера проводит углубленное исследование трех ранних и четырех поздних работ Пита Мондриана, которые в 2022 году будут включены в большую ретроспективную выставку

Исследование и реставрация полотен Пита Мондриана. Фото: Mondrian Conservation Project/Fondation Beyeler
Исследование и реставрация полотен Пита Мондриана.
Фото: Mondrian Conservation Project/Fondation Beyeler

Фонд Бейелера в Базеле реализует большой проект по исследованию и сохранению семи картин Пита Мондриана (1872–1944) из своей коллекции. Три ранних полотна, отмечающие переход художника от природных к геометрическим формам, уже тщательно обследованы, а теперь при финансовой поддержке компании La Prairie специалисты приступили к работе над поздними абстрактными картинами. До конца 2021 года у посетителей музея будет возможность наблюдать за действиями команды реставраторов вживую и по отчетам на сайте институции. «Наша миссия — сохранение произведений Пита Мондриана для будущих поколений, — говорит ведущий реставратор Маркус Гросс. — Проект включает не только выявление состояния конкретных работ, но и их глубокий анализ». 

Ранние полотна — «Эвкалипт» (1912), «Композиция № XVI» («Композиция 1. Деревья») (1912–1913) и «Композиция № VI» («Композиция 9. Голубой фасад») (1914) — исследовали при помощи различных неинвазивных технологий, а также отбирали микропробы для химического анализа грунта и пигментов.

Пит Мондриан в парижской студии. 1933. Фото: Charles Karsten/Mondrian/Holtzman Trust
Пит Мондриан в парижской студии. 1933.
Фото: Charles Karsten/Mondrian/Holtzman Trust

Обнаружилось, что первые две картины находятся почти в первозданном состоянии, что дало возможность изучить живописную технику художника. Деревья — важнейший мотив для Мондриана в 1911–1912 годах, когда он впервые побывал в Париже, а также увидел кубистические работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака в Стеделейк-музее в Амстердаме. Исследования показали, что в «Эвкалипте» с его черными ветвями и серыми промежутками между ними автор буквально искал композицию непосредственно на холсте, постепенно сдвигаясь от натуроподобия в сторону абстракции. Эскиз нанесен прямо на холст жидкой черной краской, которую художник потом местами стирал, уточняя композицию. На следующем этапе, при нанесении корпусной, плотной серой краски, Мондриан частично закрыл линии эскиза, а частично включил их в итоговую работу.

Похожим образом он действовал и в случае «Композиции № XVI», особенностью которой являются фрагменты незакрытого краской грунтованного холста. В необычном для этого художника пастельном колорите специалисты находят влияние Поля Сезанна, чьи картины Мондриан неоднократно видел в 1911 году. Микропробы с поверхности полотна дали много информации о том, как особенности бытования картины влияли на сохранность красок и грунта. Обычно Мондриан использовал промышленный загрунтованный холст — как и большинство живописцев того периода. Кремовый оттенок грунта в «Композиции № XVI» прежде считали результатом старения; однако оказалось, что пигменты введены прямо в грунт, то есть автор намеренно выбрал такой оттенок.

«Композиции № VI» повезло меньше. В 1950-х годах картина была привезена ее тогдашним владельцем в США. Неизвестно, получила ли она повреждения при транспортировке или позже, но в 1972 году ее сняли с подрамника, дублировали на новый холст и подвергли агрессивной очистке. В результате авторский рельеф красочного слоя был утрачен, слой живописи местами истончился.

Исследование и реставрация полотен Пита Мондриана. Фото: Mondrian Conservation Project/Fondation Beyeler
Исследование и реставрация полотен Пита Мондриана.
Фото: Mondrian Conservation Project/Fondation Beyeler

Отдельно специалисты Фонда Бейелера занимались вопросом рам. Свои ранние работы Пит Мондриан помещал в традиционные рамы, темного или бронзового цвета, с простыми профилями. Такая рама создает визуальный эффект окна, в котором находится произведение. С 1914 года полотна Мондриана становились все более абстрактными, и он начал искать другой способ обрамления, чтобы уменьшить этот эффект границы. На отдельных выставках автор принципиально показывал полотна без рам. «Насколько мне известно, я был первым, кто вынул картину из рамы, а не поместил ее в раму», — говорил он. Однако рама имеет и чисто практический смысл: она защищает картину. В итоге художник придумал свой способ обрамления, когда рама выведена в другую плоскость (дальше от зрителя), нежели само плотно, и с 1937 года использовал только его. 

Все три ранних полотна из собрания Фонда Бейелера лишены первоначальных рам; реставраторы сделали несколько макетов новых обрамлений и экспериментируют с ними, чтобы решить, как в итоге демонстрировать эти картины.

Сейчас идет работа над четырьмя более поздними произведениями Мондриана: «Картиной № I» (1921–1925), «Композицией с желтым и синим» (1932), «Композицией с двойной линией и синим» (1935) и «Ромбовидной композицией с восемью линиями и красным» («Картина № III») (1938). Они относятся к самому знаменитому периоду, когда художник писал геометрические абстракции с горизонтальными и вертикальными границами и цветными полями. В 2022 году Фонд Бейелера планирует провести большую выставку, посвященную творчеству Пита Мондриана, в которую будут включены все упомянутые выше произведения. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+