18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем

Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства

Голова Будды. V–VI в. Фото: Unesco
Голова Будды. V–VI в.
Фото: Unesco

ЮНЕСКО удалило несколько изображений из своей рекламной кампании против незаконного оборота похищенных артефактов после появления жалоб на ошибочное указание провенанса нескольких произведений искусства. В числе использованных в кампании объектов оказались три вещи из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопреки представленной в рекламе информации они вовсе не были похищены в последние годы.

Кампания под названием «Реальная цена искусства» изначально представляла собой серию из пяти постеров, изображающих древние артефакты в современных респектабельных интерьерах. В рекламе ничего не говорилось ни о Метрополитен-музее, ни о нынешнем местонахождении этих произведений искусства.

«Используя язык мира искусства и дизайна, кампания „Реальная цена искусства“, разработанная совместно с рекламным агентством DDB Paris, рассказывает мрачную правду о некоторых произведениях, — говорится на сайте ЮНЕСКО. — Это серия постеров, представляющих объекты в интерьерах покупателей и с комментариями, в которых раскрывается обратная сторона этих элементов декора: терроризм, нелегальные раскопки, расхищение разрушенных войной музеев, уничтожение памяти целых народов».

Кампания приурочена к 50-летнему юбилею принятия Конвенции ЮНЕСКО 1970 года против нелегального оборота культурных ценностей. А с 16 по 18 ноября прошла международная конференция на тему нелегальной торговли.

Представитель Метрополитен-музея рассказал: «Как только нам стало известно об этом, мы незамедлительно обратились к ЮНЕСКО с просьбой снять изображения объектов из коллекции Метрополитен».

Музей выкладывает в свободный доступ качественные изображения многих объектов из своего собрания, являющиеся общественным достоянием. Остается неясным, почему либо в ЮНЕСКО, либо в рекламном агентстве DDB решили использовать именно эти фотографии, но при поиске на сайте Метрополитен-музея объектов подобного типа — например, по запросу «голова Будды» или «погребальный рельеф» — они оказываются в числе первых результатов.

Международная федерация торговцев искусством и древностями CINOA также выступила против использования этих изображений. «Данная кампания намеренно вводит публику в заблуждение, создавая ошибочное впечатление о провенансе произведений искусства и подрывая репутацию коллекционеров и торговцев искусством», — написал президент CINOA Клинтон Р. Хоуэлл в письме, адресованном генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азулай.

Погребальный барельеф из Пальмиры. 50–150. Фото: Unesco
Погребальный барельеф из Пальмиры. 50–150.
Фото: Unesco

На своем сайте ЮНЕСКО пишет, что «сожалеет об использовании изображений Метрополитен-музея, которое привело к недоразумению».

«В первоначальной версии кампании ЮНЕСКО „Реальная цена искусства“ на некоторых из плакатов были изображены объекты из базы данных Метрополитен-музея, являющиеся общественным достоянием, — говорится в пояснительной заметке. — Замысел ЮНЕСКО заключался в том, чтобы обратить внимание широкой общественности на проблему, изобразив в роскошных домашних интерьерах объекты, обладающие высокой культурной ценностью, которые должны находиться в музеях. У ЮНЕСКО не было намерения ставить под сомнение провенанс объектов из коллекции Метрополитен.

<…>

После переговоров с Метрополитен-музеем, который является важным партнером ЮНЕСКО, организация приняла решение изъять все изображения объектов из коллекции Метрополитен, чтобы избежать недоразумений. На данный момент из печати вышли только три журнала с этой рекламой. В цифровые версии изданий внесли изменения».

В первоначальных версиях рекламы был указан неверный провенанс объектов из собрания Метрополитен-музея, согласно которому они якобы были незаконно вывезены за границу в недавнем прошлом. К примеру, голову Будды из Афганистана, датируемую V–VI веком, сопровождает следующее описание: «Этот древний объект входил в коллекцию Музея Кабула, значительная часть собрания которого была уничтожена Талибаном в 2001 году. После того как в том же году группировка потеряла власть, местные дилеры выкрали бесценный артефакт и незаконно переправили его на американский рынок». Заголовок над текстом гласит: «Терроризм — такой отличный куратор».

Как демонстрирует документация на сайте Метрополитен-музея, в действительности голова Будды находится в его собрании с 1930 года. Она, вне всяких сомнений, была приобретена задолго до принятия конвенции ЮНЕСКО 1970 года, запрещающей торговлю незаконно вывезенными произведениями искусства.

Другая легенда была написана для надгробия из Пальмиры, датируемого первыми веками нашей эры, якобы похищенного боевиками запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство», а на деле приобретенной нью-йоркским музеем еще в 1901 году. Еще один экспонат, маска луны из Кот-д'Ивуара конца XIX века будто бы незаконно вывезена из Абиджана во время вооруженного конфликта, вспыхнувшего после кризиса избирательной системы 2010–2011 годов. Хотя на самом деле, как написано на сайте Метрополитен-музея, в 1954 году ее приобрел один американский коллекционер, затем в 2003 году другой, а в 2015 году она вошла в музейное собрание.

Маска из Кот-д'Ивуара. Конец XIX в. Фото: Unesco
Маска из Кот-д'Ивуара. Конец XIX в.
Фото: Unesco

Для оставшихся двух постеров из оригинальной кампании были использованы стоковое изображение перуанского сосуда доколумбовой эпохи, взятое из базы Alamy, и створка Гентского алтаря XV века кисти Хуберта и Яна ван Эйков, похищенная в Бельгии в 1934 году.

В ответ на просьбу о комментарии представитель ЮНЕСКО Матье Гевель рассказал в электронном письме, что Метрополитен-музей обратился к организации две недели назад, после чего «мы решили на всякий случай убрать другие изображения и заменить их, чтобы избежать недоразумений в связи с нашей рекламной кампанией».

«Мы хотели подчеркнуть, что за незаконным оборотом культурных ценностей стоят такие острые проблемы, как финансирование терроризма, ослабление обществ и т. д., — добавляет он. — Мы стремились не столько рассказать о конкретных объектах, сколько обратить внимание на особенно уязвимые для разграбления категории объектов. Идея заключалась в том, что как бы симпатично эти объекты ни смотрелись в частных интерьерах, они могут иметь огромное значение для целых народов, и, если они происходят из непроверенных источников, не исключено, что в действительности они связаны с мрачными эпизодами».

В ответ на вопрос о том, кто принял решение взять изображения с сайта Метрополитен-музея — сотрудники ЮНЕСКО или работники рекламного агентства DDB, — Гевель написал: «Все устроено сложнее. Рекламная кампания — это всегда совместная работа клиента и агентства, между ними происходит постоянный обмен как текстами, так и изображениями. Конечно, в ходе работы могут возникать ошибки или упрощения, ведь это рекламная кампания, а не университетская докторская диссертация».

Тем временем ЮНЕСКО, отмечающее 50-летие конвенции, критикуется арт-дилерами и независимыми исследователями. Они ставят под сомнение $10-миллиардную оценку объемов незаконной торговли культурными ценностями. Они утверждают, что эти цифры сильно завышены и не основаны на заслуживающих доверия статистических данных.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+