18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем

Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства

ЮНЕСКО удалило несколько изображений из своей рекламной кампании против незаконного оборота похищенных артефактов после появления жалоб на ошибочное указание провенанса нескольких произведений искусства. В числе использованных в кампании объектов оказались три вещи из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопреки представленной в рекламе информации они вовсе не были похищены в последние годы.

Кампания под названием «Реальная цена искусства» изначально представляла собой серию из пяти постеров, изображающих древние артефакты в современных респектабельных интерьерах. В рекламе ничего не говорилось ни о Метрополитен-музее, ни о нынешнем местонахождении этих произведений искусства.

«Используя язык мира искусства и дизайна, кампания „Реальная цена искусства“, разработанная совместно с рекламным агентством DDB Paris, рассказывает мрачную правду о некоторых произведениях, — говорится на сайте ЮНЕСКО. — Это серия постеров, представляющих объекты в интерьерах покупателей и с комментариями, в которых раскрывается обратная сторона этих элементов декора: терроризм, нелегальные раскопки, расхищение разрушенных войной музеев, уничтожение памяти целых народов».

Кампания приурочена к 50-летнему юбилею принятия Конвенции ЮНЕСКО 1970 года против нелегального оборота культурных ценностей. А с 16 по 18 ноября прошла международная конференция на тему нелегальной торговли.

Представитель Метрополитен-музея рассказал: «Как только нам стало известно об этом, мы незамедлительно обратились к ЮНЕСКО с просьбой снять изображения объектов из коллекции Метрополитен».

Музей выкладывает в свободный доступ качественные изображения многих объектов из своего собрания, являющиеся общественным достоянием. Остается неясным, почему либо в ЮНЕСКО, либо в рекламном агентстве DDB решили использовать именно эти фотографии, но при поиске на сайте Метрополитен-музея объектов подобного типа — например, по запросу «голова Будды» или «погребальный рельеф» — они оказываются в числе первых результатов.

Международная федерация торговцев искусством и древностями CINOA также выступила против использования этих изображений. «Данная кампания намеренно вводит публику в заблуждение, создавая ошибочное впечатление о провенансе произведений искусства и подрывая репутацию коллекционеров и торговцев искусством», — написал президент CINOA Клинтон Р. Хоуэлл в письме, адресованном генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азулай.

На своем сайте ЮНЕСКО пишет, что «сожалеет об использовании изображений Метрополитен-музея, которое привело к недоразумению».

«В первоначальной версии кампании ЮНЕСКО „Реальная цена искусства“ на некоторых из плакатов были изображены объекты из базы данных Метрополитен-музея, являющиеся общественным достоянием, — говорится в пояснительной заметке. — Замысел ЮНЕСКО заключался в том, чтобы обратить внимание широкой общественности на проблему, изобразив в роскошных домашних интерьерах объекты, обладающие высокой культурной ценностью, которые должны находиться в музеях. У ЮНЕСКО не было намерения ставить под сомнение провенанс объектов из коллекции Метрополитен.

<…>

После переговоров с Метрополитен-музеем, который является важным партнером ЮНЕСКО, организация приняла решение изъять все изображения объектов из коллекции Метрополитен, чтобы избежать недоразумений. На данный момент из печати вышли только три журнала с этой рекламой. В цифровые версии изданий внесли изменения».

В первоначальных версиях рекламы был указан неверный провенанс объектов из собрания Метрополитен-музея, согласно которому они якобы были незаконно вывезены за границу в недавнем прошлом. К примеру, голову Будды из Афганистана, датируемую V–VI веком, сопровождает следующее описание: «Этот древний объект входил в коллекцию Музея Кабула, значительная часть собрания которого была уничтожена Талибаном в 2001 году. После того как в том же году группировка потеряла власть, местные дилеры выкрали бесценный артефакт и незаконно переправили его на американский рынок». Заголовок над текстом гласит: «Терроризм — такой отличный куратор».

Как демонстрирует документация на сайте Метрополитен-музея, в действительности голова Будды находится в его собрании с 1930 года. Она, вне всяких сомнений, была приобретена задолго до принятия конвенции ЮНЕСКО 1970 года, запрещающей торговлю незаконно вывезенными произведениями искусства.

Другая легенда была написана для надгробия из Пальмиры, датируемого первыми веками нашей эры, якобы похищенного боевиками запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство», а на деле приобретенной нью-йоркским музеем еще в 1901 году. Еще один экспонат, маска луны из Кот-д'Ивуара конца XIX века будто бы незаконно вывезена из Абиджана во время вооруженного конфликта, вспыхнувшего после кризиса избирательной системы 2010–2011 годов. Хотя на самом деле, как написано на сайте Метрополитен-музея, в 1954 году ее приобрел один американский коллекционер, затем в 2003 году другой, а в 2015 году она вошла в музейное собрание.

Для оставшихся двух постеров из оригинальной кампании были использованы стоковое изображение перуанского сосуда доколумбовой эпохи, взятое из базы Alamy, и створка Гентского алтаря XV века кисти Хуберта и Яна ван Эйков, похищенная в Бельгии в 1934 году.

В ответ на просьбу о комментарии представитель ЮНЕСКО Матье Гевель рассказал в электронном письме, что Метрополитен-музей обратился к организации две недели назад, после чего «мы решили на всякий случай убрать другие изображения и заменить их, чтобы избежать недоразумений в связи с нашей рекламной кампанией».

«Мы хотели подчеркнуть, что за незаконным оборотом культурных ценностей стоят такие острые проблемы, как финансирование терроризма, ослабление обществ и т. д., — добавляет он. — Мы стремились не столько рассказать о конкретных объектах, сколько обратить внимание на особенно уязвимые для разграбления категории объектов. Идея заключалась в том, что как бы симпатично эти объекты ни смотрелись в частных интерьерах, они могут иметь огромное значение для целых народов, и, если они происходят из непроверенных источников, не исключено, что в действительности они связаны с мрачными эпизодами».

В ответ на вопрос о том, кто принял решение взять изображения с сайта Метрополитен-музея — сотрудники ЮНЕСКО или работники рекламного агентства DDB, — Гевель написал: «Все устроено сложнее. Рекламная кампания — это всегда совместная работа клиента и агентства, между ними происходит постоянный обмен как текстами, так и изображениями. Конечно, в ходе работы могут возникать ошибки или упрощения, ведь это рекламная кампания, а не университетская докторская диссертация».

Тем временем ЮНЕСКО, отмечающее 50-летие конвенции, критикуется арт-дилерами и независимыми исследователями. Они ставят под сомнение $10-миллиардную оценку объемов незаконной торговли культурными ценностями. Они утверждают, что эти цифры сильно завышены и не основаны на заслуживающих доверия статистических данных.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+