Зачем известные картины крадут раз за разом

Хотя продать краденые картины крайне трудно даже на черном рынке, некоторые произведения похищают снова и снова. Воры делают это отнюдь не ради дальнейшей продажи, но, скорее, для того, чтобы заработать репутацию в криминальных кругах

Франс Халс. «Два смеющихся мальчика с кружкой пива». Около 1626. Фото: Hofle van Mevrouw van Aerde
Франс Халс. «Два смеющихся мальчика с кружкой пива». Около 1626.
Фото: Hofle van Mevrouw van Aerde

Когда одни и те же вещи похищают несколько раз, дело зачастую связано с желанием заработать репутацию в криминальных кругах или использовать их как козырь, торгуясь о сокращении тюремного срока. Так, картину Франса Халса «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626), стоимость которой оценивается экспертами в $15 млн, похищали уже трижды за три последних десятилетия. В последний раз полотно из Музея хофье ван Арден в городе Лердам в восточной части Нидерландов украли в конце августа. Ранее произведение из этого частного музея похищали в 1988 и 2011 годах. Любопытно, что оба предыдущих раза вместе с ним крали одну и ту же картину XVII века — «Лесной пейзаж с цветущей бузиной» Якоба ван Рейсдала.

Эксперты пока не уверены, была ли работа Халса «украдена по заказу», но это отнюдь не первый случай, когда произведение искусства раз за разом оказывается под ударом. В числе других примеров — Гентский алтарь, становившийся жертвой преступлений целых 13 раз, от нападения кальвинистов до захвата наполеоновской, а позднее нацистской армиями. Дважды похищали «Крик» Эдварда Мунка в Осло. Что интересно, еще одну картину Якоба ван Рейсдала, «Кукурузное поле», крали трижды, в период с 1974 по 2002 год.

«Мне часто приходится доказывать несостоятельность представлений о некоем коллекционере-злодее вроде Доктора Но», — говорит Крис Маринелло, главный исполнительный директор и основатель Art Recovery International, компании по розыску произведений искусства. Он добавляет, что «после похищения настолько важных произведений становится широко известно о том, что их стоимость исчисляется миллионами и что они застрахованы». Учитывая, что эти обстоятельства резко повышают шансы полиции обнаружить похищенные ценности и сужают круг потенциальных покупателей, зачем же испытывать удачу?

Запечатленный момент кражи картин Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна» из Музея Мунка в Осло 22 августа 2004 г. Фото: AFP Photo/Scanpix/Police/HO
Запечатленный момент кражи картин Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна» из Музея Мунка в Осло 22 августа 2004 г.
Фото: AFP Photo/Scanpix/Police/HO

Одна из главных причин связана с престижем в криминальных кругах: кража знаменитой картины может создать вору хорошую репутацию и привлечь новые заказы. Также ценное произведение искусства может использоваться в качестве залога в сделках или для провоза активов через границу. Не будучи специалистами, сотрудники пограничных служб конфискуют картину с меньшей вероятностью, чем наличные на миллионные суммы или какие-то другие, более знакомые им активы.

Кроме того, судя по всему, первоклассные произведения искусства приобретают привлекательность в глазах правонарушителей в ожидании того, что власти рано или поздно доберутся до них. «Я все чаще наблюдаю, что похищенные работы используют как свое­образный козырь, помогающий торговаться о снижении тюремного срока, — говорит Роберт Рид из страховой компании Hiscox. — На это явление обратили внимание около десяти лет назад, но, по мере того как подход к вынесению приговоров становится все более гибким, преступники, по-видимому, все чаще рассматривают эту возможность. В таких случаях, чем больше шума и известнее произведение, тем лучше».

Заметные слабые места в системе безопасности музея или памятника архитектуры, где хранится шедевр, также могут сыграть свою роль. И хотя некоторые организации после краж все-таки начинают активно вкладывать средства в охрану, практика показывает, что ресурсы в этой сфере весьма скудны. «Многие музеи не напирают на защитные меры после кражи в надежде на то, что, как говорится, молния не бьет в одно место дважды, — поясняет Маринелло. — Это, очевидным образом, не так, и им нужно учиться на опыте повторных краж». 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+