18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем

Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства

ЮНЕСКО удалило несколько изображений из своей рекламной кампании против незаконного оборота похищенных артефактов после появления жалоб на ошибочное указание провенанса нескольких произведений искусства. В числе использованных в кампании объектов оказались три вещи из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопреки представленной в рекламе информации они вовсе не были похищены в последние годы.

Кампания под названием «Реальная цена искусства» изначально представляла собой серию из пяти постеров, изображающих древние артефакты в современных респектабельных интерьерах. В рекламе ничего не говорилось ни о Метрополитен-музее, ни о нынешнем местонахождении этих произведений искусства.

«Используя язык мира искусства и дизайна, кампания „Реальная цена искусства“, разработанная совместно с рекламным агентством DDB Paris, рассказывает мрачную правду о некоторых произведениях, — говорится на сайте ЮНЕСКО. — Это серия постеров, представляющих объекты в интерьерах покупателей и с комментариями, в которых раскрывается обратная сторона этих элементов декора: терроризм, нелегальные раскопки, расхищение разрушенных войной музеев, уничтожение памяти целых народов».

Кампания приурочена к 50-летнему юбилею принятия Конвенции ЮНЕСКО 1970 года против нелегального оборота культурных ценностей. А с 16 по 18 ноября прошла международная конференция на тему нелегальной торговли.

Представитель Метрополитен-музея рассказал: «Как только нам стало известно об этом, мы незамедлительно обратились к ЮНЕСКО с просьбой снять изображения объектов из коллекции Метрополитен».

Музей выкладывает в свободный доступ качественные изображения многих объектов из своего собрания, являющиеся общественным достоянием. Остается неясным, почему либо в ЮНЕСКО, либо в рекламном агентстве DDB решили использовать именно эти фотографии, но при поиске на сайте Метрополитен-музея объектов подобного типа — например, по запросу «голова Будды» или «погребальный рельеф» — они оказываются в числе первых результатов.

Международная федерация торговцев искусством и древностями CINOA также выступила против использования этих изображений. «Данная кампания намеренно вводит публику в заблуждение, создавая ошибочное впечатление о провенансе произведений искусства и подрывая репутацию коллекционеров и торговцев искусством», — написал президент CINOA Клинтон Р. Хоуэлл в письме, адресованном генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азулай.

На своем сайте ЮНЕСКО пишет, что «сожалеет об использовании изображений Метрополитен-музея, которое привело к недоразумению».

«В первоначальной версии кампании ЮНЕСКО „Реальная цена искусства“ на некоторых из плакатов были изображены объекты из базы данных Метрополитен-музея, являющиеся общественным достоянием, — говорится в пояснительной заметке. — Замысел ЮНЕСКО заключался в том, чтобы обратить внимание широкой общественности на проблему, изобразив в роскошных домашних интерьерах объекты, обладающие высокой культурной ценностью, которые должны находиться в музеях. У ЮНЕСКО не было намерения ставить под сомнение провенанс объектов из коллекции Метрополитен.

<…>

После переговоров с Метрополитен-музеем, который является важным партнером ЮНЕСКО, организация приняла решение изъять все изображения объектов из коллекции Метрополитен, чтобы избежать недоразумений. На данный момент из печати вышли только три журнала с этой рекламой. В цифровые версии изданий внесли изменения».

В первоначальных версиях рекламы был указан неверный провенанс объектов из собрания Метрополитен-музея, согласно которому они якобы были незаконно вывезены за границу в недавнем прошлом. К примеру, голову Будды из Афганистана, датируемую V–VI веком, сопровождает следующее описание: «Этот древний объект входил в коллекцию Музея Кабула, значительная часть собрания которого была уничтожена Талибаном в 2001 году. После того как в том же году группировка потеряла власть, местные дилеры выкрали бесценный артефакт и незаконно переправили его на американский рынок». Заголовок над текстом гласит: «Терроризм — такой отличный куратор».

Как демонстрирует документация на сайте Метрополитен-музея, в действительности голова Будды находится в его собрании с 1930 года. Она, вне всяких сомнений, была приобретена задолго до принятия конвенции ЮНЕСКО 1970 года, запрещающей торговлю незаконно вывезенными произведениями искусства.

Другая легенда была написана для надгробия из Пальмиры, датируемого первыми веками нашей эры, якобы похищенного боевиками запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство», а на деле приобретенной нью-йоркским музеем еще в 1901 году. Еще один экспонат, маска луны из Кот-д'Ивуара конца XIX века будто бы незаконно вывезена из Абиджана во время вооруженного конфликта, вспыхнувшего после кризиса избирательной системы 2010–2011 годов. Хотя на самом деле, как написано на сайте Метрополитен-музея, в 1954 году ее приобрел один американский коллекционер, затем в 2003 году другой, а в 2015 году она вошла в музейное собрание.

Для оставшихся двух постеров из оригинальной кампании были использованы стоковое изображение перуанского сосуда доколумбовой эпохи, взятое из базы Alamy, и створка Гентского алтаря XV века кисти Хуберта и Яна ван Эйков, похищенная в Бельгии в 1934 году.

В ответ на просьбу о комментарии представитель ЮНЕСКО Матье Гевель рассказал в электронном письме, что Метрополитен-музей обратился к организации две недели назад, после чего «мы решили на всякий случай убрать другие изображения и заменить их, чтобы избежать недоразумений в связи с нашей рекламной кампанией».

«Мы хотели подчеркнуть, что за незаконным оборотом культурных ценностей стоят такие острые проблемы, как финансирование терроризма, ослабление обществ и т. д., — добавляет он. — Мы стремились не столько рассказать о конкретных объектах, сколько обратить внимание на особенно уязвимые для разграбления категории объектов. Идея заключалась в том, что как бы симпатично эти объекты ни смотрелись в частных интерьерах, они могут иметь огромное значение для целых народов, и, если они происходят из непроверенных источников, не исключено, что в действительности они связаны с мрачными эпизодами».

В ответ на вопрос о том, кто принял решение взять изображения с сайта Метрополитен-музея — сотрудники ЮНЕСКО или работники рекламного агентства DDB, — Гевель написал: «Все устроено сложнее. Рекламная кампания — это всегда совместная работа клиента и агентства, между ними происходит постоянный обмен как текстами, так и изображениями. Конечно, в ходе работы могут возникать ошибки или упрощения, ведь это рекламная кампания, а не университетская докторская диссертация».

Тем временем ЮНЕСКО, отмечающее 50-летие конвенции, критикуется арт-дилерами и независимыми исследователями. Они ставят под сомнение $10-миллиардную оценку объемов незаконной торговли культурными ценностями. Они утверждают, что эти цифры сильно завышены и не основаны на заслуживающих доверия статистических данных.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+