10 зданий, которые изменили Москву

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

В списке объектов, появившихся за последние 30 лет, всенародное голосование выделило как самые значимые район Москва-Сити, парк «Зарядье» и квартал «Белая площадь». Мы выбрали из этого списка по 5 бесспорно значимых сооружений и сомнительных

На прошедшей в Гостином Дворе выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 8 по 11 октября) центральное место занимала экспозиция «Москва: значимо!» — фотографии и описания 30 архитектурных объектов, появившихся в столице за последние 30 лет. Проект придумал основатель «АРХ Москвы» Василий Бычков, а воплощали в жизнь кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова. Они выявляли не лучшие или худшие проекты, а, так сказать, исторически значимые. Опросили экспертов, сформировали список и вынесли его на всенародное голосование. По результатам голосования в тройку лидеров вошли район Москва-Сити, парк «Зарядье» и квартал «Белая площадь».

Справка

Юлия Бычкова
Куратор

«Москва: значимо!» — первый профессиональный рейтинг зданий, построенных за последние 30 лет. Мы не оценивали архитектуру по критериям «хорошо» или «плохо», не пытались выявить победителей и проигравших. Наш подход максимально нейтрален. Задача была поставлена объективно — назвать проекты, которые повлияли на облик города. Критерий был один — значимость: насколько здания изменили ландшафт. Мы опрашивали не архитекторов, а критиков и историков архитектуры. Каждый из них прислал свой список, в  целом туда вошло 240 проектов. Из них мы выбрали 30, упоминаемых максимально часто. Естественно, на первом месте и у экспертов, и у публики оказался район Москва-Сити. Для постсоветской Москвы это самая значительная архитектурная интервенция. Список получился богат и антигероями — зданиями, которые никак не назовешь хорошей архитектурой, что очень огорчило наших экспертов. Но свою задачу мы выполнили: зафиксировали процесс и вынесли его на общественное обсуждение. 

Еще одна наша смелая зада­ча — влиять на будущее архитектурного процесса. Проект задуман как многолетний. Мы расширим географию исследований до МКАД, сделаем выставку передвижной — ­будем ее показывать в рамках «Дней Москвы» в регионах. Наша цель — сделать общение властей, девелоперов, архитекторов и жителей городов цивилизованным.

Еще…

Проект заставляет вспомнить историю, рассказанную Сергеем Довлатовым про Романа Якобсона. Последний возглавлял ученый совет в Гарварде и на попытки принять в штат «большого писателя Владимира Набокова» отвечал, что слон тоже большое животное, но никто не предлагает ему кафедру зоологии. Что понимать под «значимым»? Заметность в городском ландшафте или влияние на развитие архитектуры? С точки зрения влияния Парк Горького гораздо значимее «Зарядья», потому что был первым и породил парковую революцию во всероссийском масштабе.

Любые рейтинги требуют комментариев. Мы выбрали из лонг-листа пять бесспорно значимых сооружений и пять сомнительных и попытались свое мнение обосновать.


1. Жилой дом в Молочном переулке. 2000–2003.

Архитектор: Юрий Григорян

Жилой дом в Молочном переулке. 2000–2003. Фото: Алексей Народицкий
Жилой дом в Молочном переулке. 2000–2003.
Фото: Алексей Народицкий

Дом считается жемчужиной «золотой мили». Блеск некогда самого престижного района Москвы поблек за последние пять лет, конкуренцию ему составили Патриаршие пруды, Замоскворечье, на подходе Яуза. Дом в Молочном строился на пике ажиотажа, когда цены на жилье здесь доходили до $50 тыс. за метр. Дом впервые воплотил концепцию «дорого, но незаметно», доказав, что так называемое элитное жилье может быть не только классических форм, но и широкого спектра современных стилей. Испытывая колоссальное давление рынка, архитектор Юрий Григорян и девелопер Борис Кузинец оставили перед домом полукруглый сквер — единственный зеленый оазис в этом гетто для богатых.


2. Многофункциональный деловой комплекс «Белая площадь». 

2006–2009. Архитекторы: APA Wojciechowski Architekci (Польша), ABD architects (Олег Груздев, Борис Левянт, Алла Феоктистова, Всеволод Шабанов)

Многофункциональный деловой комплекс «Белая площадь». 2006–2009. Фото: Алексей Народицкий
Многофункциональный деловой комплекс «Белая площадь». 2006–2009.
Фото: Алексей Народицкий

В том, что этот квартал стал украшением Москвы и запустил реновацию всей Лесной улицы, сходятся и профессионалы, и просто активные граждане. Фишка района заключается в эффектном соединении старого и нового — отреставрированного храма Николы Чудотворца (1914) и современной архитектуры из стекла и бетона за его спиной. Несколько переулков внутри квартала сделали пешеходными — это был первый такой опыт уличной перепланировки в Москве. Имея в арендаторах J.P.Morgan, McKinsey, PwC и Deloitte Touche, «Белая площадь» считается местом аномальной концентрации яппи, кусочком западного мира в центре российской столицы.


3. Комплекс «Фабрика Станиславского»:  бизнес-центр, театр «Студия театрального искусства», жилой дом «Станиславского, 11».

2007–2010. Архитекторы: John McAslan + Partners (Великобритания), ADM («Архитектурный диалог с мегаполисом»)

Комплекс «Фабрика Станиславского»: бизнес-центр, театр «Студия театрального искусства», жилой дом «Станиславского, 11». 2007–2010. Фото: Алексей Народицкий
Комплекс «Фабрика Станиславского»: бизнес-центр, театр «Студия театрального искусства», жилой дом «Станиславского, 11». 2007–2010.
Фото: Алексей Народицкий

Это было время, когда девелопер Сергей Гордеев еще не строил «человейников», а был влюблен в современную архитектуру и заманивал в Россию западных знаменитостей. Он дал шанс Джону Макаслану, и в Москве появился стильный комплекс «Станиславского, 11». Это была переделанная золотоканительная фабрика Алексеевых с ландшафтным дизайном во внутреннем дворе; сердцем комплекса стал театр Сергея Женовача. Тем самым была положена традиция совмещать жилье и офисы с объектами культуры, что позднее Макаслан воплотил в комплексе «Большевик» с его Музеем русского импрессионизма. Ну а выступавшие в проекте на позициях помощников Андрей Романов и Екатерина Кузнецова (бюро ADM) позднее развернулись в ведущих московских проектировщиков и застроили половину Ленинградского проспекта.


4. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», бар «Стрелка».

2009–2010. Архитекторы: бюро Wowhaus (Дмитрий Ликин, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова, Олег Шапиро)

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», бар «Стрелка». 2009–2010. Фото: Алексей Народицкий
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», бар «Стрелка». 2009–2010.
Фото: Алексей Народицкий

«Стрелка» была первым проектом по современному благоустройству городской территории. После нее Wowhaus проектировало объекты в Саду имени Баумана, «Сокольниках», Парке Горького, всю Крымскую набережную, Казанскую набережную в Туле, «Черное озеро» в Казани и много чего еще. На сегодняшний день это ведущее бюро по архитектуре общественных пространств — от отдельных объектов до градостроительных концепций. Но все начиналось со «Стрелки».


5. Музей современного искусства «Гараж».

2012–2015. Архитекторы: Рем Колхас (ОМА), Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (Buromoscow), FORM

Музей современного искусства «Гараж». 2012–2015. Фото: Алексей Народицкий
Музей современного искусства «Гараж». 2012–2015.
Фото: Алексей Народицкий

Первый проект в Москве великого Рема Колхаса — за одно это на «Гараж» можно вешать мемориальную табличку. Колхас переделал под музей бывший советский ресторан «Времена года», построенный в 1968 году архитектором Игорем Виноградским и лежавший в начале 2000-х в руинах. То, насколько бережно голландский архитектор отнесся к зданию (сохранил его внутреннюю структуру и масштаб, настоял на реставрации лестничных пролетов, кирпично-мозаичных стен, включая мозаику в лобби, оставил даже кафельную плитку советских времен), заставило нас пересмотреть отношение к оте­чественному послевоенному модернизму.

К спорным проектам, вошедшим в список «Москва: значимо!», можно отнести

6. Жилой комплекс «Патриарх». 2000–2002. 

Архитекторы: Мастерская Сергея Ткаченко

Жилой комплекс «Патриарх». 2000–2002. Фото: Михаил Розанов
Жилой комплекс «Патриарх». 2000–2002.
Фото: Михаил Розанов

За хаос декора и гигантский размер, несоотносимый с высотностью вокруг Патриарших прудов.


7. Жилой дом «Стольник». 2000–2003. 

Архитекторы: «А-Б студия»

Жилой дом «Стольник». 2000–2003. Фото: Алексей Народицкий
Жилой дом «Стольник». 2000–2003.
Фото: Алексей Народицкий

За вырубленную топором архитектуру и наглое вторжение в центр Москвы без какого бы то ни было уважения к сложившемуся масштабу исторической застройки.


8. Театр Et сetera. 2003–2018. 

Архитекторы: «Моспроект-4»

Театр Et сetera. 2003–2018. Фото: Алексей Народицкий
Театр Et сetera. 2003–2018.
Фото: Алексей Народицкий

За маньеризм постмодернизма, презрение к архитектурной ясности и гармонии, неудобное внутреннее пространство и дешевую отделку интерьеров.


9. БЦ «Воздвиженка-центр». 2004–2008. 

Архитекторы: «Моспроект-2»

БЦ «Воздвиженка-центр». 2004–2008. Фото: Алексей Народицкий
БЦ «Воздвиженка-центр». 2004–2008.
Фото: Алексей Народицкий

Мы оплакиваем снесенный в 2003-м Военторг (1913), проект архитектора Сергея Залесского, видного мастера московского модерна. Нынешнее здание — тяжеловесная пародия на старый Военторг.


10. ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина.

2015–2018

ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина. 2015–2018. Фото: Алексей Народицкий
ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина. 2015–2018.
Фото: Алексей Народицкий

Застройщик отказался от услуг архитектора Эрика ван Эгерата, чей проект победил в конкурсе концепций. В результате автором громадного сооружения на месте легендарного старого стадиона стал технический архитектор из Канзаса Дэвид Маника. Он, возможно, знает все о размере пластиковых сидений, но явно не контролировал облик здания. В результате в значимом месте — на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта — мы имеем нечто похожее на гигантскую чалму из вафельного полотенца. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+