Сестры во братстве: женщины и движение прерафаэлитов

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Три исследования, в том или ином ракурсе рассматривающие прерафаэлитские установки в искусстве и в жизни, не столько уравнивают всех в правах, независимо от гендера, сколько разбираются в оттенках, прежде игнорировавшихся

Jan Marsh. Pre-Raphaelite Sisters. National Portrait Gallery Publications. 207 с. £24,95. На английском языке
Jan Marsh. Pre-Raphaelite Sisters. National Portrait Gallery Publications. 207 с. £24,95. На английском языке

Более трех с половиной десятилетий прошло с тех пор, как Джан Марш написала обзор знаменитой выставки «Прерафаэлиты», состоявшейся в 1984 году в лондонской Галерее Тейт. Среди 29 представленных там художников была лишь одна женщина, хотя главной темой выставки являлись как раз женские портреты. Компенсируя дисбаланс, в последующие годы Марш сделала гораздо больше других в этом направлении: она написала книгу «Сестринство прерафаэлитов» (1985), рассказав в ней о реальной жизни моделей, изображенных на тех портретах; в сотрудничестве с Памелой Герриш Нанн организовала ряд знаковых выставок; опубликовала основательные биографии Данте Габриэля Россетти (1828–1882) и его сестры Кристины Россетти (1830–1894). Новейшая книга Марш «Сестры-прерафаэлиты», приуроченная к недавней выставке в лондонской Национальной портретной галерее, куратором которой она выступала, еще больше укрепила ее репутацию защитницы женских прав применительно к искусству викторианской Англии.

Эта книга содержит жизнеописания 12 женщин: как известных фигур — той же Кристины Россетти, Элизабет Сиддал, Джейн Моррис, так и менее прославленных — Джоанны Бойс Уэллс, Фанни Итон. Рассказы Марш насыщены новой информацией, а затасканные моменты некоторых биографий смягчены. Взять, к примеру, ее четкий и краткий вывод в отношении эпизода, из которого обычно делают сенсацию, — романа Россетти и Сиддал: «Через шесть лет, и даже, как ни прискорбно, еще позже, они возвратились в Гастингс, чтобы заключить брак».

Но важнее, что она переосмыслила саму деятельность тех женщин. Так, Эффи Грей Миллес продвигала карьеру мужа, Энни Миллер стремилась к повышению собственного социального статуса, Фанни Итон работала в качестве «этнической» модели. Марш привлекла впечатляющий объем материалов — от собраний писем и мемуаров до исследования родословных, при этом тщательно отделяя документы от собственных гипотез. В результате перед нами предстает увлекательная картина жизни женщин викторианской эпохи и их взаимоотношений.

Jan Marsh. Pre-Raphaelite Sisterhood. Quartet Books Limited. 407 с. £18,95. На английском языке
Jan Marsh. Pre-Raphaelite Sisterhood. Quartet Books Limited. 407 с. £18,95. На английском языке

Подобный, синтетический и объемный, взгляд на женщин, их круг и время присутствует в этом издании и в очерках других авторов. Питер Фаннелл рассматривает «Братство прерафаэлитов» как некий тип художественного кружка — мужского по своей природе, у которого были сторонники в Британии и на континенте. Шарлотта Гир представляет обзор повседневной жизни женщин. А в статье самой Марш мы найдем не окрашенное привычной мелодрамой описание того, какой в действительности была жизнь натурщицы в середине XIX столетия. Задуманная как каталог к выставке, книга интересна сама по себе. Кстати, давнее «Сестринство прерафаэлитов» сейчас переиздано с послесловием, где подробно описана изыскательская деятельность Марш и других авторов в прошедшие с тех пор годы.

Anne Anderson. Beyond the Brotherhood: the Pre-Raphaelite Legacy. Sansom & Company. 128 c. £17,50. На английском языке
Anne Anderson. Beyond the Brotherhood: the Pre-Raphaelite Legacy. Sansom & Company. 128 c. £17,50. На английском языке

Заодно следует отметить книгу «За пределами братства: наследие прерафаэлитов». Энн Андерсон в альянсе со своими авторами творчески подошла к рассмотрению непреходящего влияния эстетики и образности прерафаэлитов на дальнейшие художественные поиски — от поколения, жившего между двумя мировыми войнами, до движения руралистов — поборников сельского уклада жизни — в 1970-е и вплоть до полетов современной фантазии, например, в телесериале «Игра престолов». Нетрудно увидеть, в частности, что роль женщин во всех этих процессах неуклонно возрастала. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+