18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер художник Иван Чуйков

В Германии, заразившись ковидом, в возрасте 85 лет умер художник Иван Чуйков. Близкий кругу московских концептуалистов, в своем творчестве он анализировал устройство классической картины и законы искусства

Как рассказывают многие коллеги и друзья Ивана Семеновича Чуйкова, в кругу собратьев-«неофициалов» он был одним из самых образованных и «насмотренных» художников. Устраивал «арт-информации», делясь с коллегами новыми идеями из западных журналов по искусству. Его собственные работы тоже казались созданными как будто иностранцем: в них никогда не было ни политических анекдотов соц-арта, ни коммунального экзистенциализма. Зато было много от классической картины, которую он с точностью хирурга препарировал на составляющие элементы.

Вы говорите, что картина — это окно в мир? Пожалуйста, вот вам оконные рамы, а в них — набор самых расхожих изображений. Да и сами рамы, — что если в золотой багет вставить обои? Это будет картиной? В середине 1970-х, на волне увлечения кибернетикой, когда у героини «Служебного романа» над столом висела сотворенная ЭВМ «Мона Лиза», Иван Чуйков был занят идеей «программируемой живописи» — при этом сюжетом для как бы созданных искусственным интеллектом изображений служила безотказная обнаженная натура, расчлененная на бедро, локон и в конце концов простой штрих.

Можно только догадываться, какой кровью дался ему отказ от идеи индивидуального творческого почерка, своего собственного стиля. Иван Чуйков родился в семье художников, причем вполне известных и успешных. Репродукция картины его отца, дважды лауреата Сталинской премии Семена Чуйкова, «Дочь советской Киргизии» публиковалась в школьных учебниках. Иван дебютировал в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов в Москве и еще несколько лет пытался пустить карьеру по родительским рельсам, но в какой-то момент осознал, что его не удовлетворяет эта стезя. Он уничтожил ранние работы, что наверняка потребовало большого мужества, и начал снова, уже в том аналитическом амплуа, которое принесло ему славу, выставки в европейских музеях и родной Третьяковке, почетные упоминания в биографии — работы находятся в коллекциях Центра Помпиду, Альбертины, Музея Людвига.

«Я постоянно слышал в своей семье разговоры о ценностях высокого искусства — композиция, цвет, мазок. И в какой-то момент понял, что советское искусство все как балет — я, например, вообще его не понимаю, поскольку не могу определить, чем один танцор лучше другого, — говорил Иван Чуйков в интервью 1990-х годов критику Екатерине Деготь. — Это аристократическое искусство для знатоков. При этом почему-то провозглашается, что оно для народа. И я решил, что краска должна быть прямо из банки и цвет — элементарный. И удивительное сразу ощущение свободы возникло».

Это стремление к элементарным вещам, составляющим художественный процесс, сближало Чуйкова с американскими и европейскими минималистами, а лукавая игра с символами и знаками картины, цитатами из Ренессанса и советских плакатов, вписывала его творчество в широкое русло постмодернизма. А Борис Гройс в эпохальной статье «Московский романтический концептуализм» причислил Чуйкова к концептуалистам. Одной из самых известных стала его серия «Фрагменты», состоящая из ряда отдельных картин и инсталляций. Художник показывал зрителю, что на уровне фрагмента и живописный шедевр, и дешевая открытка из Сочи равны и одинаково прекрасны.

Еще одна важная для Ивана Чуйкова тема — это тема отношений иллюзии и реальности, пресловутая «теория отражения», гвоздь марксистско-ленинской эстетики, который вбивался в голову всем советским студентам: «искусство — это отражение жизни в формах самой жизни». Так — «Теория отражения» — и называлась одна из самых изящных и остроумных его инсталляций, показанная в начале 1990-х в московской галерее «Риджина» (ныне Оvcharenko), с которой он много лет плодотворно сотрудничал. Ряд зеркал и поставленные перед ними школьные натюрморты с яблоком и бутылкой. Проходя вдоль композиций, можно было наблюдать маленькие изменения: в одном случае пропало яблоко, в другом — бутылка, в третьем — само зеркало. Позже художник продолжил эту игру в ироничной инсталляции «Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности» (2001): зеркальная кабинка была так специально устроена, что отражения зрителей исчезали. 

Перефразируя эту метафору по печальному поводу, можно сказать, что хоть художника и нет с нами, но остались его отражения, его блестящие работы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+