18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Умер художник Иван Чуйков

В Германии, заразившись ковидом, в возрасте 85 лет умер художник Иван Чуйков. Близкий кругу московских концептуалистов, в своем творчестве он анализировал устройство классической картины и законы искусства

Как рассказывают многие коллеги и друзья Ивана Семеновича Чуйкова, в кругу собратьев-«неофициалов» он был одним из самых образованных и «насмотренных» художников. Устраивал «арт-информации», делясь с коллегами новыми идеями из западных журналов по искусству. Его собственные работы тоже казались созданными как будто иностранцем: в них никогда не было ни политических анекдотов соц-арта, ни коммунального экзистенциализма. Зато было много от классической картины, которую он с точностью хирурга препарировал на составляющие элементы.

Вы говорите, что картина — это окно в мир? Пожалуйста, вот вам оконные рамы, а в них — набор самых расхожих изображений. Да и сами рамы, — что если в золотой багет вставить обои? Это будет картиной? В середине 1970-х, на волне увлечения кибернетикой, когда у героини «Служебного романа» над столом висела сотворенная ЭВМ «Мона Лиза», Иван Чуйков был занят идеей «программируемой живописи» — при этом сюжетом для как бы созданных искусственным интеллектом изображений служила безотказная обнаженная натура, расчлененная на бедро, локон и в конце концов простой штрих.

Можно только догадываться, какой кровью дался ему отказ от идеи индивидуального творческого почерка, своего собственного стиля. Иван Чуйков родился в семье художников, причем вполне известных и успешных. Репродукция картины его отца, дважды лауреата Сталинской премии Семена Чуйкова, «Дочь советской Киргизии» публиковалась в школьных учебниках. Иван дебютировал в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов в Москве и еще несколько лет пытался пустить карьеру по родительским рельсам, но в какой-то момент осознал, что его не удовлетворяет эта стезя. Он уничтожил ранние работы, что наверняка потребовало большого мужества, и начал снова, уже в том аналитическом амплуа, которое принесло ему славу, выставки в европейских музеях и родной Третьяковке, почетные упоминания в биографии — работы находятся в коллекциях Центра Помпиду, Альбертины, Музея Людвига.

«Я постоянно слышал в своей семье разговоры о ценностях высокого искусства — композиция, цвет, мазок. И в какой-то момент понял, что советское искусство все как балет — я, например, вообще его не понимаю, поскольку не могу определить, чем один танцор лучше другого, — говорил Иван Чуйков в интервью 1990-х годов критику Екатерине Деготь. — Это аристократическое искусство для знатоков. При этом почему-то провозглашается, что оно для народа. И я решил, что краска должна быть прямо из банки и цвет — элементарный. И удивительное сразу ощущение свободы возникло».

Это стремление к элементарным вещам, составляющим художественный процесс, сближало Чуйкова с американскими и европейскими минималистами, а лукавая игра с символами и знаками картины, цитатами из Ренессанса и советских плакатов, вписывала его творчество в широкое русло постмодернизма. А Борис Гройс в эпохальной статье «Московский романтический концептуализм» причислил Чуйкова к концептуалистам. Одной из самых известных стала его серия «Фрагменты», состоящая из ряда отдельных картин и инсталляций. Художник показывал зрителю, что на уровне фрагмента и живописный шедевр, и дешевая открытка из Сочи равны и одинаково прекрасны.

Еще одна важная для Ивана Чуйкова тема — это тема отношений иллюзии и реальности, пресловутая «теория отражения», гвоздь марксистско-ленинской эстетики, который вбивался в голову всем советским студентам: «искусство — это отражение жизни в формах самой жизни». Так — «Теория отражения» — и называлась одна из самых изящных и остроумных его инсталляций, показанная в начале 1990-х в московской галерее «Риджина» (ныне Оvcharenko), с которой он много лет плодотворно сотрудничал. Ряд зеркал и поставленные перед ними школьные натюрморты с яблоком и бутылкой. Проходя вдоль композиций, можно было наблюдать маленькие изменения: в одном случае пропало яблоко, в другом — бутылка, в третьем — само зеркало. Позже художник продолжил эту игру в ироничной инсталляции «Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности» (2001): зеркальная кабинка была так специально устроена, что отражения зрителей исчезали. 

Перефразируя эту метафору по печальному поводу, можно сказать, что хоть художника и нет с нами, но остались его отражения, его блестящие работы.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+