18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Зачем известные картины крадут раз за разом

Хотя продать краденые картины крайне трудно даже на черном рынке, некоторые произведения похищают снова и снова. Воры делают это отнюдь не ради дальнейшей продажи, но, скорее, для того, чтобы заработать репутацию в криминальных кругах

Когда одни и те же вещи похищают несколько раз, дело зачастую связано с желанием заработать репутацию в криминальных кругах или использовать их как козырь, торгуясь о сокращении тюремного срока. Так, картину Франса Халса «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626), стоимость которой оценивается экспертами в $15 млн, похищали уже трижды за три последних десятилетия. В последний раз полотно из Музея хофье ван Арден в городе Лердам в восточной части Нидерландов украли в конце августа. Ранее произведение из этого частного музея похищали в 1988 и 2011 годах. Любопытно, что оба предыдущих раза вместе с ним крали одну и ту же картину XVII века — «Лесной пейзаж с цветущей бузиной» Якоба ван Рейсдала.

Эксперты пока не уверены, была ли работа Халса «украдена по заказу», но это отнюдь не первый случай, когда произведение искусства раз за разом оказывается под ударом. В числе других примеров — Гентский алтарь, становившийся жертвой преступлений целых 13 раз, от нападения кальвинистов до захвата наполеоновской, а позднее нацистской армиями. Дважды похищали «Крик» Эдварда Мунка в Осло. Что интересно, еще одну картину Якоба ван Рейсдала, «Кукурузное поле», крали трижды, в период с 1974 по 2002 год.

«Мне часто приходится доказывать несостоятельность представлений о некоем коллекционере-злодее вроде Доктора Но», — говорит Крис Маринелло, главный исполнительный директор и основатель Art Recovery International, компании по розыску произведений искусства. Он добавляет, что «после похищения настолько важных произведений становится широко известно о том, что их стоимость исчисляется миллионами и что они застрахованы». Учитывая, что эти обстоятельства резко повышают шансы полиции обнаружить похищенные ценности и сужают круг потенциальных покупателей, зачем же испытывать удачу?

Одна из главных причин связана с престижем в криминальных кругах: кража знаменитой картины может создать вору хорошую репутацию и привлечь новые заказы. Также ценное произведение искусства может использоваться в качестве залога в сделках или для провоза активов через границу. Не будучи специалистами, сотрудники пограничных служб конфискуют картину с меньшей вероятностью, чем наличные на миллионные суммы или какие-то другие, более знакомые им активы.

Кроме того, судя по всему, первоклассные произведения искусства приобретают привлекательность в глазах правонарушителей в ожидании того, что власти рано или поздно доберутся до них. «Я все чаще наблюдаю, что похищенные работы используют как свое­образный козырь, помогающий торговаться о снижении тюремного срока, — говорит Роберт Рид из страховой компании Hiscox. — На это явление обратили внимание около десяти лет назад, но, по мере того как подход к вынесению приговоров становится все более гибким, преступники, по-видимому, все чаще рассматривают эту возможность. В таких случаях, чем больше шума и известнее произведение, тем лучше».

Заметные слабые места в системе безопасности музея или памятника архитектуры, где хранится шедевр, также могут сыграть свою роль. И хотя некоторые организации после краж все-таки начинают активно вкладывать средства в охрану, практика показывает, что ресурсы в этой сфере весьма скудны. «Многие музеи не напирают на защитные меры после кражи в надежде на то, что, как говорится, молния не бьет в одно место дважды, — поясняет Маринелло. — Это, очевидным образом, не так, и им нужно учиться на опыте повторных краж». 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+