Не противопоставлять, а сопоставить

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Каталог не состоявшейся пока выставки из коллекции Петера и Ирене Людвиг предлагает убедиться в том, что между советским и американским искусством было гораздо больше общего, чем принято думать

The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960–1990 годов. Коллекция Людвигов. Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publi ers, 2020. 312 с., ил. Фото: The Ludwig Foundatio
The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960–1990 годов. Коллекция Людвигов. Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publi ers, 2020. 312 с., ил.
Фото: The Ludwig Foundatio

Ретроспективную выставку «The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960–1990 годов. Коллекция Людвигов» в берлинском Мартин-Гропиус-Бау планировали открыть в апреле, но из-за карантина она была отложена на год. Тем не менее каталог ее уже вышел, в том числе на русском языке. В издании треть составляют статьи, остальное — воспроизведение картин, выбранных для экспозиции. И обе эти части книги заслуживают внимания и обсуждения.

Предприниматель Петер Людвиг вместе с женой Ирене занялся коллекционированием в середине 1950-х, и уже через 20 лет чета обладала внушительным собранием американского искусства, включая поп-арт. Затем Людвиги заинтересовались художниками ГДР и других социалистических стран, а следом решили больше узнать и об искусстве СССР, о котором тогда не имели представления.

«Внешним толчком», как говорил Людвиг в интервью, стал визит к нему тогдашнего советского посла в Бонне Владимира Семенова — с предложением приехать в СССР. Несмотря на то что инициатива принадлежала представителю советского государства, поездка долго обговаривалась: Людвиг не хотел быть руководимым Министерством культуры, он предпочитал сам выбрать, с кем встречаться и чьи работы покупать. И ему это удалось. Переписка с советскими функционерами воспроизведена в книге, и по ней видно, насколько терпелив и настойчив был коллекционер. Людвиг принципиально собирал не самые выдающиеся произведения, а стремился охватить как можно больше течений и направлений, чтобы по его коллекции можно было понять время, в которое он жил, и чтобы черпать из нее материал для выставок всякого рода.

Проектов, сравнивающих искусство двух стран, в том числе послевоенное, было в последние годы немало, но работы художников СССР и США прежде не сопоставлялись подробно, по темам, сюжетам и стилям. Так что «The Cool and the Cold» станет первой большой выставкой, где это попробуют сделать. Как и положено солидному каталогу, книга содержит статьи о времени и обстоятельствах, в которых художники создавали свои произведения. Общее для текстов — коррекция привычного противопоставления свободного творчества в Америке и угнетенного цензурой искусства советского, официального и неофициального.

Николай Овчинников. «Без названия». Из серии «Третьяковская галерея». 1989. Фото: Анне Гольд
Николай Овчинников. «Без названия». Из серии «Третьяковская галерея». 1989.
Фото: Анне Гольд

В статье «„Холодная война“ в искусстве» Борис Гройс пишет об истории идеологического конфликта между абстрактным и реалистическим искусством, возникшего задолго до времени, которому посвящена выставка.

Очень интересна приведенными фактами статья Сьюзен Рид «Американское искусство в Москве в 1959 году и политика в области формирования общественного мнения в годы „холодной войны“». В ней подробно рассказано об Американской национальной выставке, имевшей грандиозный успех в СССР, и о ее художественном разделе, кардинально повлиявшем на многих представителей советского андерграунда. Например, мы узнаем, как американские конгрессмены пытались цензурировать эту выставку, а президент Эйзенхауэр им воспротивился, хотя сам не любил абстрактное искусство, одинаково непонятное народу американскому и советскому.

«Слишком много еще в научном обороте клишированных мнений о политически ангажированном искусстве социалистических стран, слишком многие музейщики и кураторы предпочитают в исследовании искусства Запада идти давно проторенными путями», — пишет в статье «The Cool and the Cold — О концепции выставки» ее идеолог Бригитте Францен. Вместе с коллегами она объединила произведения американских и советских художников и выстроила их хронологически. «Это помогло нам увидеть поразительные параллели в развитии живописи двух стран», — объясняет Францен построение экспозиции, состоящей из десяти тематических разделов. Каталог повторяет выставку, на его страницах картины расположены в той же последовательности.

В «Прологе — 50-е годы» за абстракциями Джексона Поллока, Франца Клайна и Джаспера Джонса следует пентаптих Владимира янкилевского «Атомная станция», где есть условные, но изображения человека, пейзажа и механизмов. Здесь подчеркивается скорее не сходство стилей, а своеобразие манеры советского нонконформиста. Так же случается и в остальных разделах. Реализм картины «На безымянной высоте» Бориса Неменского куда реалистичнее «Любовников» Ховарда Кановица, а фотореализм картины Малкольма Морли, хотя и поставлен в разделе «Досуг/Семья» рядом, не имеет ничего общего с гротескным «Воскресеньем» Александра Ишина. Ну и только шуткой можно считать соседство в «Культовых образах» «Ленина» Дмитрия Налбандяна и «Элвиса Пресли (одинарный Элвис)» Энди Уорхола. Картина с вождем мирового пролетариата написана на 18 лет позже портрета короля рок-н-ролла; она уже при рождении выглядела анахронизмом даже в СССР.

Однако встречаются и поразительные совпадения: «Леопардовая Лилия» Ричарда Линднера весьма похожа по цветовому решению и композиции на написанную на пару лет позже героиню безымянной картины Ивана Чуйкова.

Но выставка — не игра «Найди пять отличий», разумеется. Каждый из художников двух стран выбирал свой путь, и если чьи-то дороги пересекались или шли параллельно, то это говорит о том, что их вело само искусство и что железный занавес не был непроницаемым.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+