18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мысли о вещах и сами вещи

№86
Материал из газеты

Взгляд на советский дизайн с позиций мировой академической культуры — большая редкость. Именно он явлен в англоязычной книге Юлии Карповой

Себя саму Юлия Карпова в заголовке одной из своих статей называет East European academic nomad («восточноевропейский академический кочевник»). В 2008 году она окончила Академию Штиглица в Петербурге (бывшее Мухинское училище), а семь лет спустя получила степень PhD в Центральноевропейском университете в Будапеште. Кроме того, она училась в Орхусском университете в Дании и была вольным слушателем в Принстоне в США. Книга Comradely Objects («Дружественные объекты»), выпущенная издательством Манчестерского университета, — переработанный текст ее диссертации 2015 года.

Книга рассказывает о дизайне в РСФСР (другие республики СССР остались за рамками исследования) в период с середины 1950-х годов до конца советского режима. Под «дизайном» автор понимает промышленный дизайн и прикладное искусство. В англоязычной академической традиции, в отличие от отечественной, не отделяют одно от другого. Юлия Карпова не останавливается на книжной графике, моде и многом другом, что сейчас попадает под широкое определение термина. Ее труд — только о дизайне вещей.

Это классическая научная монография с историографическим обзором, редкими иллюстрациями и сотнями ссылок на старые журналы и архивы. Читатель, которого не отпугнет эта характеристика, будет приятно удивлен тем, как написана книга. У Карповой хороший язык. Она точна в формулировках и строит фразы ясно и просто. Даже в англоязычном тексте у нее сохраняется плавное течение мысли, свойственное русской речи.

Автор тем не менее принадлежит мировой академической культуре и соответствует ее стандартам качества. Увы, у нас они не так высоки. Монографии об отечественном дизайне, выпущенные в последние годы в России, при всех своих достоинствах написаны канцелярским языком, в них встречаются анекдотические ошибки, и, главное, их цели не простираются дальше глорификации учреждений, где работают авторы. Книга Юлии Карповой во всех отношениях гораздо более зрелая.

Как подобает независимому университетскому исследователю, она опирается главным образом на первоисточники — тексты о советском дизайне, которые писали сами дизайнеры. Темы пяти основных глав монографии — стиль хрущевской оттепели, концепция «технической эстетики», новая декоративность позднего советского прикладного искусства, «дизайн-программы», сложные отношения между художниками и производством — подсказаны журнальной полемикой 1960–1980-х годов.

Автор превосходно ориентируется в материале. Ей, например, известны биографии многих из тех, кто писал статьи в советские журналы. Разбирая и критикуя их тексты, она словно спорит со старыми знакомыми. Главы насыщены фактами, именами, названиями полузабытых организаций и выставок. Многие события, о которых рассказывает книга — например, работа студентов МВХПУ (Строгановского училища) над мебелью для Дворца пионеров в Москве или выставки ленинградской группы «Одна композиция», — в академической литературе прежде не упоминались.

Однако в основном книга рассказывает не о событиях, а о публикациях в старых журналах, преимущественно в «Декоративном искусстве СССР». Автор имеет особую склонность к критике источников и рассуждает о них увлеченно, вдумчиво, тонко, как мало кто умеет. Из-за этого Comradely Objects, претендуя быть книгой о вещах, в большей степени текст о текстах. Порой кажется, что «дружественные объекты», которым она посвящена, заслоняет от нас пелена из слов, и сквозь нее к ним не прорваться. Это не столько история советского дизайна, сколько история советской художественной критики применительно к дизайну.

Разумеется, нельзя понять историческое явление, не изучив, что о нем писали современники. Но это лишь начало работы. Чтобы продолжить ее, нужно взглянуть и на объект, и, возможно, на источники с удаленной критической позиции. Мне кажется, что историческая антропология и социальная история искусства дают на выбор сразу несколько таких позиций. Их можно найти, например, в размышлениях Сьюзен Рид об «агентностях» в хрущевскую эпоху или Алексея Юрчака об «авторитетном дискурсе». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+